Планирование освоения новых видов изделий

Эффективность ассортимента, прежде всего, зависит от количества новых товаров, находящихся в портфеле ноу-хау предприятия.

В процессе планирования освоения новых изделий необходимо установить, почему одни товары отвергаются рынком, в то время как другие товары длительное время пользуются спросом у покупателей.

Среди причин неудач, постигающих новые продукты, называют: недостаточный анализ рынка; дефекты самого продукта; более высокие, чем предполагались, издержки; нечеткое определение сроков; конкуренция; недостаточное усилие в области маркетинга; слабость сбытового подразделения; недостатки в распределении.

Основным фактором успеха нового продукта является наличие на предприятии эффективной системы планирования, охватывающей все этапы разработки продукта (таблица 1).

Таблица 1 - Последовательность этапов разработки нового продукта

Этапы разработки нового продукта Формы планирования
стратегическое среднесрочное краткосрочное
1. Разработка идей + +  
2. Отбор идей + + +
3. Анализ конъюнктуры рынка + + +
4. Научно-техническая разработка   + +
5. Испытания     +
6. Освоение нового рынка     +

Несмотря на всю подготовительную работу, которая предшествует выходу нового про­дукта на рынок, около 50% новых продуктов терпят неудачу. Исследования показыва­ют, что к наиболее важным характеристикам успешных продуктов можно отнести следующие:

· значительно отличается (в лучшую сторону) по качеству или цене;

· принципиально отличается от существующих на рынке продуктов;

· удачно дополняет существующий ассортимент, полностью соответствует производ­ственным возможностям компании и используемым методам маркетинга.