Прокладка тральных полос.

Для нанесения точек определения места трального корабля и прокладки тральных полос изготавливается тральный планшет, который является графическим документом, подтверждающим гра­ницы протраленного района. По заявке штурмана соединения тральных кораблей тральные планшеты изготавливает гидрогра­фическая служба. Масштаб планшета выбирают таким, чтобы перекрыш смежных тральных полос был не менее1,5-2 мм.

На планшеты наносят границы районов противоминных дейст­вий и очистки тралов, маршруты проводки кораблей за тралами, сетки изолиний, навигационные опасности, СНО, опорные пункты, характерные глубины, а при необходимости и изобаты.

Кромки тральных полос прокладывают на планшет одним из следующих способов:

- на основе независимых определений мест ведущего и концевого тральных кораблей;

- по определениям мест ведущего трального корабля и определению места концевого трального корабля по пеленгу и дистан­ции, измеренных с ведущего;

- по определению места ведущего трального корабля и прокладки концевой кромки по расчетным данным ее ширины.

Рассмотрим прокладку тральных полос для случаев, наиболее часто встречающихся в практике противоминных действий, а именно при координировании тральных полос на основе частых независимых определений мест ведущего и концевого тральных кораблей и при координировании на основе частых определений места ведущего и определений места концевого трального корабля по пеленгу и дистанции, измеренных с ведущего.

 

При прокладке тральных полос на основе независимых частых определений мест ведущего и концевого тральных кораблей веду­щий тральный корабль удерживается на галсе по компасу с кор­ректурой курса по определениям мест. Концевой тральный ко­рабль, удерживая своё место в строю, фиксирует положение кон­цевой кромки тральной полосы на основе независимых определе­ний мест. Ломаная линия, обозначающая кромку тральной поло­сы концевого трального корабля, заменяется прямой, проходящей через крайние внутренние точки этой концевой кромки (рис.5).

 

 

Рис.5. Прокладка протраленной полосы на основе

независимых определений мест ведущего и концевого тральщиков

 

Координаты крайних точек этой прямой передают на ведущий тральный корабль, где их прокладывают на планшете, а по ним и линию концевой кромки тральной полосы. Данный способ про­кладки дает возможность контролировать перекрыш смежных тра­лов путём сравнения расчётной ширины полосы с фактической.

При прокладке тральных полос на основе частых определений места ведущего трального корабля и определений места концевого трального корабля по пеленгу и дистанции, измеренных с веду­щего, для упрощения прокладки концевой кромки тральной поло­сы рассчитывают таблицу ширины строя по возможным значе­ниям пеленгов и дистанций до концевого трального корабля. Ши­рину строя рассчитывают по формуле

Lк = Dк • sin qк, (3)

где Dк - расстояние между ведущим и концевым тральными ко­раблями, м;

qк - курсовой угол между линией пути ведущего трального корабля и линией пеленга на концевой тральный ко­рабль, о .

По рассчитанной ширине строя откладывают линию галса концевого трального корабля, а по ней и концевую кромку траль­ной полосы.

На планшет ведущую кромку протраленной полосы наносят синим цветом, а концевую - красным, перекрыш заштриховывают наклонными линиями красного цвета.