Прокладка тральных полос.
Для нанесения точек определения места трального корабля и прокладки тральных полос изготавливается тральный планшет, который является графическим документом, подтверждающим границы протраленного района. По заявке штурмана соединения тральных кораблей тральные планшеты изготавливает гидрографическая служба. Масштаб планшета выбирают таким, чтобы перекрыш смежных тральных полос был не менее1,5-2 мм.
На планшеты наносят границы районов противоминных действий и очистки тралов, маршруты проводки кораблей за тралами, сетки изолиний, навигационные опасности, СНО, опорные пункты, характерные глубины, а при необходимости и изобаты.
Кромки тральных полос прокладывают на планшет одним из следующих способов:
- на основе независимых определений мест ведущего и концевого тральных кораблей;
- по определениям мест ведущего трального корабля и определению места концевого трального корабля по пеленгу и дистанции, измеренных с ведущего;
- по определению места ведущего трального корабля и прокладки концевой кромки по расчетным данным ее ширины.
Рассмотрим прокладку тральных полос для случаев, наиболее часто встречающихся в практике противоминных действий, а именно при координировании тральных полос на основе частых независимых определений мест ведущего и концевого тральных кораблей и при координировании на основе частых определений места ведущего и определений места концевого трального корабля по пеленгу и дистанции, измеренных с ведущего.
При прокладке тральных полос на основе независимых частых определений мест ведущего и концевого тральных кораблей ведущий тральный корабль удерживается на галсе по компасу с корректурой курса по определениям мест. Концевой тральный корабль, удерживая своё место в строю, фиксирует положение концевой кромки тральной полосы на основе независимых определений мест. Ломаная линия, обозначающая кромку тральной полосы концевого трального корабля, заменяется прямой, проходящей через крайние внутренние точки этой концевой кромки (рис.5).
Рис.5. Прокладка протраленной полосы на основе
независимых определений мест ведущего и концевого тральщиков
Координаты крайних точек этой прямой передают на ведущий тральный корабль, где их прокладывают на планшете, а по ним и линию концевой кромки тральной полосы. Данный способ прокладки дает возможность контролировать перекрыш смежных тралов путём сравнения расчётной ширины полосы с фактической.
При прокладке тральных полос на основе частых определений места ведущего трального корабля и определений места концевого трального корабля по пеленгу и дистанции, измеренных с ведущего, для упрощения прокладки концевой кромки тральной полосы рассчитывают таблицу ширины строя по возможным значениям пеленгов и дистанций до концевого трального корабля. Ширину строя рассчитывают по формуле
Lк = Dк • sin qк, (3)
где Dк - расстояние между ведущим и концевым тральными кораблями, м;
qк - курсовой угол между линией пути ведущего трального корабля и линией пеленга на концевой тральный корабль, о .
По рассчитанной ширине строя откладывают линию галса концевого трального корабля, а по ней и концевую кромку тральной полосы.
На планшет ведущую кромку протраленной полосы наносят синим цветом, а концевую - красным, перекрыш заштриховывают наклонными линиями красного цвета.