Задачи кораблевождения при противоминных действиях.

Подготовка БЧ-1 трального корабля к ведению противоминных действий (ПМД) начинается с получением боевой задачи или предварительного распоряжения командира корабля и указаний флагманского (дивизионного) штурмана. С получением боевой задачи командир БЧ-1 обязан:

- изучить район предстоящих боевых действий и подготовить предложения для решения командира корабля по навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению противоминных действий;

- подобрать и откорректировать карты и пособия;

- выполнить расчёты и построить планшет с гониометрической сеткой для обеспечения координирования противоминных действий способом обратной засечки;

- выполнить регламентные проверки и регулировки техниче­ских средств кораблевождения;

- отработать действия личного состава при координирова­нии ПМД;

- выполнить предварительную навигационную прокладку для перехода в район боевых действий и необходимые расчёты по маневрированию и обеспечению применения оружия.

 

При составлении предварительной прокладки на карты и спе­циальные планшеты наносят тральные полосы, курсы следования в места очистки тралов и другие элементы, связанные с корабле­вождением и учетом навигационных данных, имеющих значение для эффективного применения противоминного оружия и навига­ционной безопасности плавания.

Особенностью кораблевождения при противоминных действиях является то, что при небольшой ширине захвата тралов траление выполняется, как правило, группой тральных кораблей, следую­щих с поставленными тралами в общем строю. Сложность кораб­левождения при этом характеризуется:

- высокими требованиями к точности мест тральных кораб­лей и удержанию их на линии трального галса;

- надёжностью траления, достигаемой соблюдением назна­ченного перекрыша Рт между тралами соседних в строю кораб­лей и перекрыша Рп между смежными тральными полосами;

- длительностью противоминных действий и, следовательно, большой напряжённостью работы личного состава.

 

Для выполнения задач, стоящих перед штурманскими боевы­ми частями тральных кораблей, на каждой тральной группе ком­плектуется нештатный расчёт координирования противоминных действий. Типовая организация расчета показана на рис.1.

Функциональные обязанности личного состава нештатного рас­чета на ведущем корабле определены Тактическим руководством по боевой деятельности тральных кораблей (ТР ТрК-79) и заклю­чаются в следующем.

Командир расчёта - штурман соединения тральщиков руково­дит действиями расчета; на планшете (карте) разбивает район на тральные полосы, намечает полосу допустимого отклонения ведущего тральщика от линии заданного пути, линии начала и окон­чания поворотов; выбирает комбинации опорных пунктов, места их смены и интервал между измерениями; задаёт параметры до­пустимых отклонений тральных кораблей от назначенных мест в строю; контролирует соблюдение заданного перекрыша смежных тральных полос и тралов, правильность нанесения на планшет обсерваций и тральных полос в соответствии с записями в нави­гационном журнале.

Командир поста прокладки - командир БЧ-1 ведущего кораб­ля ведёт прокладку пути ведущего корабля и тральной полосы на планшете; корректирует курс и скорость ведущего корабля для удержания его на заданной линии галса; определяет и учитывает угол сноса; контролирует правильность измерений навигационных параметров и учитывает их поправки; информирует ГКП ведуще­го корабля о времени включения и выключения электропитания в тралах и о начале поворота на очередной галс; отвечает за правильность записей в навигационном журнале; в своей деятель­ности руководствуется Наставлением по навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению противомин­ных действий (ННГГМО ПМД-80), ч. 1 и 2.


 

Рис.1 Типовая организация расчёта навигационно-гидрографического

обеспечения траления.

 

Записывающий подает команды для измерений, принимает, записывает и докладывает результаты этих измерений коман­диру поста прокладки, помогает командиру поста проклад­ки в обработке и анализе измеренных навигационных пара­метров.

Личный состав поста измерений по команде измеряет навига­ционные параметры и их результаты докладывает записываю­щему, следит за исправностью работы корабельных приёмоиндикаторов, штурманских приборов и за стабильностью их по­правок.

 

Под координированием тральных галсов подразумевается ком­плекс действий, имеющих целью расположение галсов по всей площади, подлежащей тралению, с соблюдением установленного перекрыша смежных тральных полос или установленного расстоя­ния между ними. Жесткие требования к точности определения места возникают из необходимости исключения пропусков между смежными тральными полосами и обеспечения перекрыша тралов соседних кораблей с заданной вероятностью.

В качестве критерия влияния точности места тральщика на эффективность траления принимается вероятность того, что в про­траленной полосе не будет пропуска.

Для вывода формулы вероятности непропуска мин при трале­нии в зависимости от величины перекрыша между тралами Рт и точности определения места тральщика воспользуемся вероят­ностной функцией Лапласа:


 

где z = Δзад / σ - нормированная случайная погрешность (в долях СКП), которая в Руководстве по оценке точности кораблевожде­ния обозначена Kρ1

(1)  

Для нашего случая, если Δзад обозначить через Рт, а σ - через Ен, вероятность непропуска мин может быть определена по фор­муле

где Ен - СКП прокладки кромки тральной полосы по направле­нию, перпендикулярному линии трального галса.

Таким образом, по формуле (1) можно определить вели­чину допустимой СКП определения места трального корабля, при которой не будет снижаться эффективность противоминных дей­ствий.