Типы межличностного воздействия в процессе общения.

Воздействие (в узком смысле) - целенаправленный активный процесс влияния коммуникатора на реципиента через содержание сообщения.

Выделяют три стратегии воздействия:

1. Императивная (монолог: S -> O). Объект коммуникации лишен пра­ва выбора, для него не допускается никаких альтернатив. Субъект игно­рирует собственное содержание сознания партнера.

Суть воздействия - во внесении нового, своего собственного содер­жания в индивидуальное сознание партнера.

По форме - приказы, нравоучения, распоряжения.

Имеет кратковременную результативность. Успех зависит от правиль­ного учета особенностей реагирования людей на данное воздействие.

2. Манипулятивная (монолог, по форме как S -> S). Предполагается определенная свобода реципиента в реагировании на какие-либо стимулы.

Т.е. предполагается несколько вариантов реакции: S -> R1, R2, R3.

Суть - все возможные реакции на соответствующий стимул заранее определены. Соответственно создается иллюзия определенной свободы вы­бора. Успех определяется умением подбора стимулов и умением учитывать индивидуальные особенности когнитивной сферы партнера.

Используется во многих направлениях (подпороговые воздействия). Достаточно эффективна для бизнеса, культуры, изменения установок.

3. Развивающая (диалог: S <-> S). Реципиент рассматривается в первую очередь как индивидуальность. Нельзя построить общение так, чтобы получить заранее предвиденную реакцию.

Основные характеристики: признание равенства реципиента, его пра­ва на собственное мнение и т.п.