Типы межличностного воздействия в процессе общения.
Воздействие (в узком смысле) - целенаправленный активный процесс влияния коммуникатора на реципиента через содержание сообщения.
Выделяют три стратегии воздействия:
1. Императивная (монолог: S -> O). Объект коммуникации лишен права выбора, для него не допускается никаких альтернатив. Субъект игнорирует собственное содержание сознания партнера.
Суть воздействия - во внесении нового, своего собственного содержания в индивидуальное сознание партнера.
По форме - приказы, нравоучения, распоряжения.
Имеет кратковременную результативность. Успех зависит от правильного учета особенностей реагирования людей на данное воздействие.
2. Манипулятивная (монолог, по форме как S -> S). Предполагается определенная свобода реципиента в реагировании на какие-либо стимулы.
Т.е. предполагается несколько вариантов реакции: S -> R1, R2, R3.
Суть - все возможные реакции на соответствующий стимул заранее определены. Соответственно создается иллюзия определенной свободы выбора. Успех определяется умением подбора стимулов и умением учитывать индивидуальные особенности когнитивной сферы партнера.
Используется во многих направлениях (подпороговые воздействия). Достаточно эффективна для бизнеса, культуры, изменения установок.
3. Развивающая (диалог: S <-> S). Реципиент рассматривается в первую очередь как индивидуальность. Нельзя построить общение так, чтобы получить заранее предвиденную реакцию.
Основные характеристики: признание равенства реципиента, его права на собственное мнение и т.п.