Показатели международной специализации

Областью специализации страны в международном разделении труда выступает та отрасль, продукцию которой она производит для удовлетворения своих собственных потребностей, а также для удовлетворения потребностей других стран. Определенное пред­ставление о специализации страны дает товарная структура ее экс­порта. Экспорт — это те товары и услуги, которые произведены в данной стране, но вывезены для потребления в другие страны. Товарная структура экспорта страны характеризует долю определен­ных товаров в совокупном объеме ее экспорта. Например, первое место в товарной структуре российского экспорта занимает мине­ральное топливо, т.е. нефть и природный газ, составляющие более половины его стоимости, второе — металлы и изделия из них, на третьем месте — станки и оборудование. Однако та­кой подход не учитывает того, как соотносится товарная структура экспорта страны и структура мировой торговли, что может вести к некоторым неверным выводам. Например, несмотря на то что станки и оборудование занимают значимое место в структуре российского экспорта, тем не менее эта продукция не является предметом спе­циализации России в международной торговле.

Для более точного учета международной специализации страны используется индекс выявленного сравнительного преимущества (revealed comparative advantage index — RCA), разработанный в 1965 г. известным венгерским экономистом Белой Балашем. В до­кументах международных организаций и научных публикациях этот показатель получил широкое распространение как измери­тель специализации страны в международной торговле. Он срав­нивает долю определенного продукта в экспорте страны с его до­лей в мировом экспорте. Его можно определить двумя способами:

где RCAi,j — выявленное сравнительное преимущество страны i в экс­порте товара j;

Хi,jэкспорт товара j из страны i;

Xw,jмировой экспорт товара j;

Хi,tсовокупный экспорт из страны i;

Xw,tсовокупный мировой экспорт.

Если индекс больше единицы, то это означает, что данный про­дукт служит объектом специализации данной страны в международ­ной торговле; если он имеет значение менее единицы, то данный то­вар нельзя рассматривать как объект ее специализации. Индекс специализации на основе формулы Балаша широко используется в исследовательской и информационной областях, в частности Меж­дународным торговым центром ЮНКТАД/ВТО.

Другой измеритель выявленного сравнительного преимуще­ства, предложенный Полом Нивеном в 1995 г., сравнивает долю товара в экспорте страны с его долей в импорте. Он рассчитыва­ется по формуле

где Xi - экспорт товара i;

Мi - импорт товара i;

- экспорт страны к;

- импорт страны к.

Данный показатель может изменяться в пределах от 100 до — 100. Максимального (100) и минимального значения (—100) он достига­ет теоретически в модели для двух товаров в условиях полной спе­циализации. В реальных условиях он редко превышает 10. Более высокое значение показателя указывает на более глубокую специализацию страны в международной торговле. В условиях сбалансированной торговли, когда экспорт и импорт товара уравниваются, показатель будет стремиться к нулю. Он характеризует также интен­сивность внутриотраслевой торговли: чем сильнее двусторонний обмен товарами, тем ближе значение показателя к нулю.

Для количественной характеристики международной специа­лизации можно также использовать территориальный коэффициeнm специализации (location quotient), показывающий, в какой мере отделенная отрасль производства представлена в регионе по срав­нению с ее долей во всей экономике. Он рассчитывается по формуле

t — территориальный коэффициент специализации;

Еi,rдоля отрасли i в регионе r;

Ei,n — доля отрасли i во всей экономике.

Если показатель равен единице, то это значит, что отрасль i оди­наково представлена и в национальной, и в мировой экономике; если он превосходит единицу, то страна в определенной степени специализируется в данной отрасли.

Этот подход можно использовать и в целях характеристики международной специализации производства, для выявления тех секторов и отраслей, в которых страна производит продукцию сверх своих потребностей. Например, в 2006 г. сельское хозяйство составляло 3% валовой мировой продукт (ВМП),при этом в странах с низким уровнем дохо­да— 20%, в странах со средним уровнем дохода — 9%, а в странах с высоким уровнем дохода — 2%. Используя террито­риальный коэффициент специализации, приходим к выводу о том, что в мировой экономике сельское хозяйство служит область специализации стран с низким и средним уровнями дохода, Taк как территориальный коэффициент специализации состав­ляет 6,7 и 3 соответственно, в то время как для стран с высоким уровнем дохода эта сфера не является областью специализации (значение коэффициента составляет 0,7).

Сфера услуг в 2006 г. в ВМП имела долю 69%, в странах с низким Уровнем дохода она составила 51% их ВВП, в странах со средним уровнем — 55%, а в странах с высоким уровнем на душу населения — 72%. Следовательно, производство услуг в целом по группам стран с низким и средним уровнями дохода не относится к области их специализации в мировом хозяйстве, хотя отдельные страны дан­ной группы могут специализироваться в этой области. Например, в Бразилии доля услуг составляет 73%, в Мексике —70% ВВП. Про­изводство услуг — область специализации для большинства стран с высоким уровнем дохода надушу населения. Например, услуги в ВВП Гонконга составляют 88%, США — 75%, Великобрита­нии — 73%, Франции — 72%, Германии — 69%.

С одной стороны, международное разделение труда позволяет более эффективно использовать ресурсы мирового хозяйства, но, с другой стороны, углубление специализации может вести к моноспециализации страны и необходимости осуществлять диверси­фикацию ее экономики. Моноспециализация — это однообразие, а диверсификация — разнообразие отраслей, характерное для эко­номики отдельных регионов и стран мира. Моноспециализация может вести к значительной зависимости экономики страны и благосостояния ее населения от одного или нескольких продуктов, особенно если это продукты, спрос на которые на мировых рынках сокращается в связи с научно-техническим прогрессом и вытесне­нием новыми, более прогрессивными продуктами, и если ценооб­разование отличается нестабильностью и большой зависимостью от рыночной конъюнктуры. Диверсификация, как правило, обес­печивает значительно большие возможности для занятости населе­ния и снижения рисков, связанных с нестабильностью мирового хо­зяйства.

Чем большую долю тот или иной продукт составляет в экспорте страны, тем менее диверсифицированную товарную структуру он имеет. Количественную характеристику этой закономерности дает индекс концентрации экспорта, разработанный на основе индекса Херфиндаля — Хиршманна для того, чтобы оценить степень ры­ночной концентрации страны в международной торговле. Индекс рассчитывается по формуле

где Нj - индекс концентрации экспорта страны j;

хi — экспорт продукта i;

экспорт страны j;

239 - число укрупненных категорий товаров по Международ­ной стандартной торговой классификации.

Таблица 4.1. Концентрация экспорта некоторых стран мира в 1995 и 2005 гг.

Страны 1995 г. 2005 г.
Число экспортируемых товаров* Индекс концентрации экспорта Число экспортируемых товаров* Индекс концентрации экспорта
Все страны мира 0,053 0,067
Развитие страны 0,057 0,067
В том числе        
США 0,075 0,074
Германия 0,094 0,105
Норвегия 0,352 0,454
Страны с переходной экономикой 0,158 0,277
В том числе        
Россия 0,1260 0,110
Развивающиеся страны 0,092 0,096
В том числе        
Китай 0,070 0,110
Венесуэла 0,517 0,087
Белиз 0,376 0,385
Бедные страны с высокой внешней задолженностью 0,154 0,193
Наименее развитие страны 0,242 0,213

 

Источник: UNCTAD Handbook of Statistics 2006-2007. UNCTAD, 2007. p. 194—204

*3десь в число экспортируемых странами товаров включают только те про­дукты, экспорт которых составляет более 100 тыс. долл. или их доля в экспорте - более 0,3%.

Он может принимать значения от нуля (минимальная концент­рация, когда экспортируется большое число товаров с примерно одинаковыми долями) до единицы (максимальная концентрация, когда весь экспорт страны состоит из одного продукта).

Национальные экономики заметно различаются уровнем кон­центрации экспорта (табл. 4.1). Низкая степень концентрации ха­рактерна для развитых стран, так как они, как правило, имеют ди­версифицированную структуру экономики и экспорта. Однако некоторые развитые страны, например Норвегия, в то­варной структуре экспорта которой в 2004—2005 гг. 45% приходились на сырую нефть и 14,5% — на природный газ, имеют относи­тельно высокий уровень концентрации экспорта.

Группа развивающихся стран очень разнообразна. С одной сто­роны, она включает Китай, Бразилию, Мексику и другие страны, осуществляющие индустриализацию и диверсификацию экономи­ки и имеющие относительно низкий показатель концентрации экс­порта. С другой стороны, большинство стран этой группы имеет ярко выраженную моноспециализацию, характеризующуюся пре­обладанием в экспорте минеральных продуктов или сельскохозяй­ственного сырья, что находит выражение в высоком значении коэф­фициента концентрации. Особенно это характерно для группы наи­менее развитых стран и группы бедных стран с высокой внешней задолженностью.

Литература

Гурова И. П. Мировая экономика: учебник, 3-е изд. М.: Омега-Л, 2009, 391 с.

Использован файл: http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/1-g4-2.htm

 

 

(Гурова)

 


[1] Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ. Т. I. M., 1993. С.321-

[2] В современной литературе используется целый ряд понятий, обозначающих этот процесс: фрагментация (fragmentation), интернационализация (internationalization), делокализация (delocalization), многоступенчатое производство (multistage production), дезинтеграция (disintegration), внутри производстве иная специализация (intra-product specialization) и т.д.

[3] См.: Stability, Skilled Labour and Infrastructure Top Locational Factors For Foreign Affiliates. UNCTAD Investment Brief. November 3, 2007. Investment Issues Analysis Branch of UNCTAD. www.unctad.org.

[4] Аутсорсинг (от англ. outsourcing) — вынесение производственной деятельно­сти, которая ранее осуществлялась внутри фирмы или предприятия, за ее преде­лы, а также производство ресурсов для производственного процесса или его части в другом месте, как правило, за пределами страны.