Предпосылки и проблемы развития логистики в торговле

Внедрение логистического метода управления материальными потоками сопряжено, как правило, с серьезными проблемами, но, как свидетельствует мировой опыт, вполне осуществим.

Логистика — путь интенсивного развития торговли, которым начинают пользоваться, как правило, тогда, когда возможности экстенсивного развития уже исчерпаны. Например, во Франции резкий скачок в развитии логистики произошел после принятия правительством мер, ограничивающих возможно­сти строительства новых крупных магазинов.

Интерес к логистике во многом определяется степенью раз­вития конкуренции на рынке торговых услуг.

Существенной предпосылкой применения логистики явля­ется расширение ассортимента в розничной торговле, превра­щение его в максимально удобный для покупателя. Сегодня ас­сортимент розничных торговых сетей в России составляет де­сятки тысяч наименований. Эффективно управлять таким ас­сортиментом без современных технологий работы с товарами, грузами и информацией нельзя.

Требует введения систем жесткого сквозного контроля и управ­ления запасами появление на рынке множества скоропортящих­ся продуктов и продуктов, требующих особых условий хранения.

Логистика — это высокоточный механизм, который может входить в конфликт с плохо организованной человеческой лич­ностью. Не случайно значительная часть логистов в США — бывшие военные, для которых личная организованность — про­фессиональное качество. Не случайно наиболее поразительных успехов в сфере логистики добиваются японские предприятия, имеющие в массе своей исполнительный, добросовестный и дис­циплинированный персонал. Логистика много дает системе в це­лом, но она и ограничивает свободу действий отдельного участни­ка. Компромисс в этой сфере еще предстоит научиться находить.

Широкое распространение логистики нельзя объяснить од­ним лишь ростом потребности в ней. В экономике должны со­преть условия, позволяющие удовлетворять эту потребность. Такие условия обеспечиваются современными достижениями научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными потока­ми. Появляется возможность использовать оборудование, со­ответствующее конкретным условиям логистических процес­сов. При этом ключевое значение для развития логистики игра­ет компьютеризация управления логистическими процессами.

Перечислим проблемы логистического развития торговли

• отсутствие налаженных логистических связей между участниками товародвижения и в первую очередь между пред­приятиями оптовой и розничной торговли;

• низкий технический уровень предприятий оптовой и роз­ничной торговли, транспорта;

• слабое развитие информационных технологий. Отсутствие информационных систем, обеспечивающих сбор, хранение, об­работку в необходимом режиме и обмен информацией между участниками товародвижения;

• слабое развитие логистического посредничества, широкая практика самостоятельного выполнения ряда не свойственных для предприятий оптовой и розничной торговли работ (напри­мер, транспортировка);

•слабое развитие цивилизованной конкуренции на товар­ном рынке Российской Федерации, высокий уровень торговых наценок и как результат низкая заинтересованность участни­ков товародвижения в применении логистики, обеспечивающей снижение эксплуатационных затрат;

• проблемы с организацией оборота тары;

•отсутствие наработанных методов формирования сквоз­ных материалопроводящих систем в условиях рынка;

• отсутствие опыта оптовой торговли в условиях логисти­ческой организации товародвижения, а также недостаток яс­ного понимания персоналом предприятий оптовой и розничной торговли содержания и преимуществ логистического подхода к управлению материальными потоками.