Зированные

Институали- Аномические

       
 
3 Неорганизованные группы, толпы, действующие в рамках закона
 
4 Неорганизованные группы, нарушающие общественный порядок

 


Неассоциативные

 

В 1-й четверти будут находиться группы интересов, имею­щие формализованную структуру связей и ориентирующиеся в своей деятельности на сложившийся в обществе норматив­ный порядок. Это легально функционирующие профессиональные союзы, ассоциации, выражающие интересы этничес­ких, демографических и иных социальных групп, а также раз­личные корпорации, предприятия, организации, учреждения.

Во 2-й четверти будут находиться организации, действую­щие вне правового пространства, нелегально, подпольно. Это - созданные в нарушение существующего закона объединения, представляющие интересы определенных групп. Прежде все­го, речь идет о преступных, террористических объединениях. Вместе с тем, могут возникать и нелегальные объединения, представляющие интересы общепризнанных, массовых соци­альных групп и слоев. Характер этих объединений во многом будет определяться типом политического режима. Так, при тоталитаризме нелегально могут существовать организации, отстаивающие интересы творческой интеллигенции, незакон­ными будут считаться создаваемые самими работниками, без санкции руководства, профессиональные союзы или стачеч­ные комитеты и т.п.

В 3-й четверти будут находиться действующие в рамках по­литического нормативного порядка группы, которые не име­ют формальной системы членства, а отношения между члена­ми группы строятся либо на основе личного доверия, взаимной симпатии, либо на основе общности переживаемых эмоций. К этой группе относятся движения, где сознательно не создается формализованная структура отношений, а также митингую­щие толпы, действия которых не направлены на разрушение сложившегося в обществе институционального порядка.

В 4-й четверти будут находиться неорганизованные груп­пы, открыто попирающие правовые нормы, нарушающие об­щественный порядок при выражении своих интересов. Как правило, это бунтующие толпы, чинящие погромы, произвол.

В каждом обществе существуют группы всех четырех типов интересов. Однако удельный вес каждой из них может быть не одинаков. Для стабильно развивающегося демократического общества характерным является преобладание групп интере­сов 1-го типа, когда практически все социальные слои имеют легальные, равные возможности для выражения своих интере­сов и создают для этого соответствующие организации.

Явным признаком нарастания внутренней конфликтности в обществе является увеличение числа групп интересов 3-го типа, т.е. групп, возникающих спонтанно на волне резкой ак­тивизации эмоциональной составляющей групповой идентич­ности. Увеличение этого типа групп интересов свидетельству­ет о том, что существующие ассоциации, союзы и организации оказываются не способными в полной мере выразить и защи­тить групповые интересы. У людей происходит актуализация чувства групповой идентичности, подталкивающего их на кол­лективные массовые действия.

Удельный вес групп интересов 2-го и 4-го типов в стабиль­ном обществе приближается к нулю. Если же обозначается тен­денция нарастания их удельного веса, значит, налицо развитие процессов, свидетельствующих о разбалансировке политичес­кой системы общества, которая оказывается не в состоянии по­давить девиантное поведение. Ощущая ущемление своих груп­повых интересов, люди отказываются действовать по правилам ранее сложившегося институционального правового порядка.

Главными функциями групп интересов являются,

во-пер­вых, артикуляция интересов, при помощи которой группа как
бы сигнализирует о своих притязаниях на определенное место в социальном пространстве;

во-вторых, групповая интеграция, позволяющая актуализировать в сознании членов группы чув­ство групповой идентичности. Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Артикуляция интересов— это выражение членами группы своей обеспокоенности ситуацией в группе, формулирование определенных притязаний и требований, выполнение которых, по их мнению, должно было бы способствовать нормальному развитию группы, укреплению ее позиций.

Артикуляция может быть неопределенной, отражающей об­щую неудовлетворенность членов группы, когда они ощущают происшедшие в худшую сторону изменения в группе, но еще не осознают до конца причины этих изменений, их характер, не видят реальных возможностей сдерживания негативных про­весов. Неопределенная артикуляция может выражаться в фор­мулировании лозунгов: «Так жить нельзя!», «Надо изменить положение дел к лучшему!». Однако главной ее особенностью является не выдвижение требований, а нарастание общего не­довольства, неудовлетворенности, обеспокоенности своей лич­ной судьбой, которая связывается с судьбой группы в целом.

Другим видом выражения неудовлетворенности может стать определенная, или целеориентированная, артикуляция. Та­кая артикуляция становится возможной, если члены группы осознают причины ухудшения своего положения и способны предложить реальные пути решения возникших проблем. В этом случае выдвигаются уже достаточно четкие, ориентированные на решение определенной задачи, лозунги. Выдвижение конкретных требований, обращенных, например, к работодателю, предполагает создание групп, которые смогли бы донести эти требования до сведения соответствующей сторо­ны и проконтролировать их выполнение.

Как правило, группы интересов, выражающие неудовлет­воренность с помощью определенной артикуляции, не распа­даются после решения какой-либо конкретной задачи. Они продолжают функционировать, присваивая себе право на по­стоянное выражение требований членов социальной группы. В том случае, если ей удается достаточно эффективно справ­ляться с этой задачей, то всеми членами группы она продол­жает рассматриваться как единственный представитель и за­щитник их групповых интересов. Если внутренние проблемы группы остаются, если накапливается общая групповая не­удовлетворенность, то возможно создание других, в том числе альтернативных, групп интересов в виде параллельных проф­союзов, альтернативных ассоциаций и т.п.

Вторая функция групп интересов — осуществление групповойинтеграции. Эта функция в отличие от артикуляции обращена как бы внутрь группы. Ее смысл заключается в обеспече­нии сплоченности группы, в расширении числа тех, кто осоз­нает проблемы группы и готов принять участие в случае необ­ходимости в борьбе за ее интересы.

Поясним сказанное на примере. Допустим, учителя как профессиональная группа во всей стране испытывают определенные трудности в своей ра­боте, связанные с недостаточным финансированием системы образования. Профсоюз работников образования (группа ин­тересов) пытается обратить внимание общественности и влас­тей на возникшие в системе школьного обучения проблемы (артикулирует интересы). Однако на его заявления, требования почти никто не обращает внимания. Чтобы добиться желаемо­го эффекта, профсоюзу необходимо побудить всех учителей сплоченно выступить в защиту своих требований, может быть, принять участие в совместных акциях протеста.

Как показыва­ет практика, реальное участие людей в защите интересов своей группы обычно бывает невысоким. Функция интеграции зак­лючается именно в том, чтобы обеспечить максимальную спло­ченность и активность всей социальной группы в отстаивании своих интересов.

Для существующих ассоциативных групп интересов выпол­нение функции интеграции оказывается делом более сложным и трудным, чем артикуляция интересов. Фактически от спо­собности той или иной группы интересов выполнять эту функ­цию зависит ее влияние в обществе, да и право называться группой интересов, а не узкой организацией, не представляю­щей никого, кроме самой себя.

Функция интеграции исполняется каждой группой интере­сов по-своему, но есть и некоторые общие принципы, следова­ние которым помогает решать эту задачу.

Прежде всего необ­ходима актуализация чувства групповой идентичности, ибо ощущение причастности к группе резко активизирует ее чле­нов. Вот почему многие группы интересов пытаются поддер­живать дух корпоративизма, проводят профессиональные праздники, распространяют информацию о специфике поло­жения группы в обществе, выпускают собственные печатные издания, освещающие проблемы соответствующей группы, создают свою символику, которая помогает людям соотносить себя с группой.

Кроме того, изыскиваются материальные ре­сурсы, в том числе и путем введения членских взносов.

Организация пытается выйти на средства массовой информации, формировать выгодное для себя общественное мнение.