Внешнеполитические (межгосударственные) конфликты
В международных конфликтах основными субъектами пре имущественно являются государства. Исходя их этого, выделяют:
• межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);
• национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;
• внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).
Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:
• их субъектами выступают государства или коалиции;
• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
• межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;
• современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;
• межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.
В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.
Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют следующие виды конфликтов:
• конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;
• конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;
• конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;
- территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
• религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть,
во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.
Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах.
При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводились без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.
Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.
Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:
• Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Примерами могут служить эволюции афганского конфликта в 70 - 80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х - начале 50-х годов.
• Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г.
• Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий.
Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?
• Война не сводится только к вооруженному противоборству и
отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в силу действия таких причин, как территориальные, религиозные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, острые политические, идеологические противоречия между государствами.
• Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.
• В отличие от военного конфликта война является состоянием всего общества, участвующего в ней.
• Война оказывает более значительное воздействие на последующее развитие государств, международной обстановки.
Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:
• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития;
• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;
• предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;
• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.
Основные направленияпредотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократического развития мира.
1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому - существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия.
Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточноевропейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распадом Советского Союза. В последние годы наблюдаются и объединительные тенденции в этой части мира.
2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования. Главное в содержании этого принципа - признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития.
3. Снижение уровня военного противостояния - непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально - экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполитических конфликтов.
Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон.
Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборонительный характер.
В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и сотрудничества в этих областях.
4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН.
История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример - антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решения ООН позволили блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту.
Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике - сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств.