Условия работы и ответственность участников канала
Количество посредников
Компании предстоит принять решение о количестве посредников на каждом уровне канала, т. е. выбрать один из трех видов распределения — эксклюзивное, селективное или интенсивное.
При эксклюзивном распределенииколичество посредников жестко ограничено. Такой тип распределения применяется, когда производителю необходимо контролировать уровень сервиса и работу продавцов в целом. Обычная практика в данном случае — заключение эксклюзивных дилерских соглашений, в соответствии с которыми посредник не имеет права продавать товары конкурентов.
При селективном распределенииколичество посредников увеличивается, но участниками канала становятся все-таки не все желающие, а лишь те посредники, которые удовлетворяют определенным требованиям.
Интенсивное распределениепредполагает стремление производителя обеспечить присутствие своих товаров или услуг в максимально возможном числе торговых точек. Такая практика применяется при распространении табачных изделий, некоторых продуктов питания, жевательной резинки — товаров, при покупке которых потребители уделяют особенное внимание удобству расположения магазинов.
Производитель должен определить права и обязанности участников канала, обеспечить каждому должную поддержку и возможность получения прибыли. К основным элементам «комплекса торговых отношений» относятся ценовая политика, условия продаж, закрепление за торговцами определенных территорий и конкретных услуг, предоставляемых каждой стороной.
Ценовая политика требует от поставщика разработки такого прейскуранта и системы скидок и компенсаций, которые оцениваются посредниками как справедливые и способные принести им прибыль. Условия продаж включают правила осуществления платежей и гарантии производителя.
Закрепление определенной территории — это определение территории, которую будет обслуживать каждый дистрибьютор, и условий, на которых на ней будут работать другие торговые партнеры производителя. Взаимные услуги и ответственность должны быть четко оговорены, особенно с эксклюзивными дистрибьюторами.
Оценка вариантов
Каждый вариант канала распределения необходимо оценить по экономическому критерию, степени контроля и адаптации. С экономической точки зрения, каждый вариант организации канала распределения характеризуется разным уровнем продаж и затрат. Сначала следует определить, кто из участников канала обеспечит больший объем продаж — торговый персонал фирмы или привлекаемый посредник. Следующий шаг — расчет затрат на продажу различных объемов товара через разные каналы распределения.
.