Уровень логистического сервиса
Важным критерием, позволяющим оценить систему обслуживания как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг является уровень логистического сервиса.
Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:
η = (m/M)∙100%,
где η — уровень логистического сервиса;
М — количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;
m — количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
Для оценки уровня логистического сервиса выбираются наиболее значимые виды услуг, т. е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание — с существенными потерями на рынке.
Приведем два варианта расчета величины данного показателя.
Вариант 1. Рассмотрим в качестве примера оптовое предприятие, торгующее запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, на которых на предприятии постоянно имеются 1500 видов. Тогда уровень сервиса можно рассчитать как отношение фактически имеющегося в продаже количества видов к максимально возможному количеству видов запасных частей:
η = (1500/2000)∙100% = 75%
Для того чтобы повысить значение данного показателя, необходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса. С другой стороны, расширение ассортимента будет означать повышение уровня сервиса, что означает дополнительную прибыль.
Вариант 2. Уровень сервиса можно оценивать также и сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняют по следующей формуле[43]:
где N— количество услуг, которое теоретически может быть оказано;
n — фактическое количество оказываемых услуг;
ti— время на выполнение i-й услуги.
Таким образом, в числителе указывается суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг, а в знаменателе — время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг.