Уровень логистического сервиса

Важным критерием, позволяющим оценить систему обслуживания как с позиции поставщика, так и с позиции получате­ля услуг является уровень логистического сервиса.

Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:

η = (m/M)∙100%,

где η — уровень логистического сервиса;

М — количественная оценка теоретически возможного объ­ема логистического сервиса;

m — количественная оценка фактически оказываемого объ­ема логистического сервиса.

Для оценки уровня логистического сервиса выбираются наи­более значимые виды услуг, т. е. услуги, оказание которых со­пряжено со значительными затратами, а неоказание — с суще­ственными потерями на рынке.

Приведем два варианта расчета величины данного пока­зателя.

Вариант 1. Рассмотрим в качестве примера оптовое пред­приятие, торгующее запасными частями к автомобилям опре­деленной марки. Допустим, что общий список запасных ча­стей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, на которых на предприятии постоянно имеются 1500 видов. Тог­да уровень сервиса можно рассчитать как отношение факти­чески имеющегося в продаже количества видов к максималь­но возможному количеству видов запасных частей:

η = (1500/2000)∙100% = 75%

Для того чтобы повысить значение данного показателя, не­обходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса. С другой стороны, расширение ассортимента будет означать повышение уровня сервиса, что означает дополнительную прибыль.

Вариант 2. Уровень сервиса можно оценивать также и со­поставляя время на выполнение фактически оказываемых в про­цессе поставки логистических услуг со временем, которое необ­ходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполня­ют по следующей формуле[43]:

где N— количество услуг, которое теоретически может быть оказано;

n — фактическое количество оказываемых услуг;

ti— время на выполнение i-й услуги.

Таким образом, в числителе указывается суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг, а в знаменателе — время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг.