Цели социализации

 

Оснащённость личности для социальной жизни

 

Содержание социализации столь же разнообразно, как и само человеческое общество. Эскимосский ребенок обучается справляться с полярным холодом, берберский ребенок - с солнцем пустыни. Но каков бы ни был контекст, социализация имеет некоторые общие цели. Каждый человек должен приобрести основную “оснащенность” для социальной жизни, в которую входят:

дисциплина, цели, свой образ (“я”- образ) и роли.

Дисциплина

Социализация прививает определенные способы поведения, начиная от отправления нужды до усвоения научного метода. Недисциплинированное поведение является реакцией на импульс. Его последствия при этом игнорируются в пользу немедленного удовлетворения, которое может быть вредным. При дисциплинированном поведении удовлетворение откладывается или заменяется другими благами ради дальней цели или ради получения социального одобрения.

Дисциплина может быть настолько хорошо усвоена, так полно интернализована, что может даже изменять физиологическую реакцию человека. Например, многие встают рано, хочется им этого или нет (особенно трудно “совам”). Многие физически не в состоянии выполнять акты, которые социально запрещены. Человек может заболеть после принятия табуированной пищи или потерять половую потенцию в результате глубоко интернализованных установок в отношении секса.

Цели

Каждое общество внушает своим членам множество целей. Они согласуются с тем статусом, который индивиды будут занимать в связи со своим полом, возрастом, группой или семейным происхождением (привить цель быть хорошим сапожником, благочестивым прихожанином на церковной службе, хорошим едоком в праздник и главой сапожной гильдии в зрелые годы. Например, дочь воспитывается так, чтобы она была благочестивой верующей, прилежной и способной домашней хозяйкой и преданной женой).

 

Свой образ (“я”-образ)

Социализация дает индивидам их образ, главным образом через цели, которые она поощряет или осуждает. “Я”-образ - это представление о себе, складывающееся в течение жизни. Он сочетает определения, данные другими, и собственное самопредставление человека. Например, молодой человек из высшего класса когда-то обучался этикету высшего класса. Это делали его слуги. Но знание манер высшего класса не делало слугу членом высшего класса ни в его собственных глазах, ни в глазах других. Хотя слуга знал, как должен поступать джентльмен - иногда лучше, чем сам джентльмен, - образа джентльмена он не имел. В современных индустриальных обществах цели установлены не так жестко, как в традиционных обществах. Одно из следствий этого в том, что люди имеют менее определенный образ.

А как осознание своего образа происходит сегодня у нас? Позднее, чем прежде? Конфликтно? Большой ли выбор у индивидов? Какие факторы сильно определяют социализацию: пол, национальность, семейный статус?

Метод “Кто я такой?” Как люди представляют свой образ? Он заключается в том, что они должны несколько раз ответить на вопрос “Кто я такой?” Повторяя этот вопрос пятнадцать или двадцать раз, мы получаем наиболее информативные ответы. Например, Линдон Джонсон хотя и не отвечал на вопрос “Кто я такой?”, однажды описал себя следующим образом:

“Я свободный человек, американец, сенатор США и демократ. Я также либерал, консерватор, техасец, налогоплательщик, владелец ранчо, бизнесмен, потребитель, отец, избиратель и хотя не так молод, как раньше, но и не так стар, каким мне, возможно, придется быть - и я являюсь всем этим, но это не навсегда”.

 

Роли

Социализация обучает также ролям, правам и обязанностям, которые связаны с определенными социальными статусами. Маленькая девочка, которая играет с куклой, начинает обучаться содержанию роли матери. Ученичество и социализирует нового работника к профессиональной роли, и обучает его умениям, необходимым для данной работы. Самые важные роли обычно становятся частью личности человека. Так, ответы на вопрос “Кто я такой?” обычно включают основные роли человека, например, семейную роль (“муж” / ”жена”) и профессиональную (“клерк” / ”юрист”).

 

Первичная и вторичная (повторная) социализация

 

В течение жизни люди меняют свои установки, ценности и самопредставление по мере того как они получают новые роли и попадают в новые ситуации.

При постепенном и частичном протекании процесс называется продолжающейся социализацией.

Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда (П. Бергер, Т. Лукман). Существует и несколько иное представление о названном процессе (Б.Г. Ананьев), в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущей к невилированию личности, индивидуальности человека (Реан А.А., Коломинский Я.Л.). Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. “Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности” (Реан А.А., Коломинский Я.Л.).

 

Вторичная (повторная) социализация в отличие от первичной является более резкой. Речь идет о том, что индивид должен отказаться от одного образа жизни и получить другой, который не только отличается, но и противоположен и несовместим с первым. Примерами являются исправившиеся преступники и преображение “грешников” в благочестивых прихожан. В этих случаях человек порывает со своим прошлым и становится другим.

Некоторые профессии и призвания требуют сильной повторной социализации. Примеры профессий, которые требуют полного переобучения и изменения жизни человека: карьера спортсмена-олимпийского чемпиона, карьера священника и военного.

Вторичная (повторная) социализация взрослых часто имеет место в условиях того, что называется полным переключением, полной переменой среды, обычно в изоляции от общества (человек, поступивший в монастырь; разрыв со светским миром; психиатрические лечебницы, тюрьмы и некоторые военные подразделения и политические группы).

 

Социализация взрослых

 

Роли взрослых требуют нового обучения. Изменяющиеся социальные ситуации предъявляют новые требования. Социализация взрослых отличается от социализации детей в том, чему обучаются, где происходит обучение и как человек на это реагирует.

С точки зрения содержания, социализация в детстве связана с регулированием биологических потребностей; в отрочестве - с развитием высших ценностей и своего образа; во взрослом состоянии она включает более внешние и конкретные нормы и виды поведения (например, связанные с трудовой ролью), а также поверхностные черты личности.

Социализация в детстве обычно происходит в ситуации, которая конкретно ориентирует на обучение и усвоение. Обучение во взрослом возрасте происходит в основном в связи с работой или во время изменений и кризисов в жизненном цикле.

Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам “с неопределенным концом”, хотя и с определенной целью. И этот процесс не прерывается на протяжении всего онтогенеза человека. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и “никогда не бывает полной” (П. Бергер, Т. Лукман).