Основа социализации

 

Биологическая основа социализации

 

Вид гомосапиенс социален по своей природе, способность к групповой жизни и потребность в ней развивалась в человеке-животном в течение долгой эволюции. Для него социализация и возможна, и необходима, т.е. люди имеют врожденную потребность в социальной жизни, а также способности осуществлять социальную жизнь. Но каждое поколение и каждый индивид должен обучиться, как быть социальным в конкретном месте и в конкретное время.

 

Уровни проявления человеческой личности:

- природное-существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

- биологическое-общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными;

- наследственное- существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно);

- социальное-приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смыслеразделяют на три составляющих:

- собственно социальное- совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных полей;

- специфически культурное-совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

- нравственное-высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Социализациюможно рассматривать с двух точек зрения:

- с точки зрения общества;

- с точки зрения индивида.

Для общества социализация - это процесс приспособления новых индивидов к организованному образу жизни в обществе и обучение их культурным традициям общества. Социализация преобразует человека-животное в человека - члена общества. Благодаря этому преобразованию большинство детей вырастают, чтобы стать полностью функционирующими социальными существами, способными употреблять язык своих родителей, и компетентными в культуре своего общества.

С точки зрения индивида, социализация - это процесс развития личности. Благодаря взаимодействию с другими человек приобретает идентичность (принадлежность), развивает ценности и стремления и при благоприятных условиях становится способным к полному использованию своих способностей. Социализация необходима для роста самосознания и формирования личности. Таким образом, она выполняет две функции: передает социальное наследие и создает личность.

 

Человеческая социализация основывается на нескольких врожденных качествах. Среди них:

1) отсутствие инстинктов (они у животных, у людей - биологические побуждения);

2) длительный период зависимости в детстве;

3) способность обучаться;

4) способность к языковой деятельности;

5) потребность в социальном контакте. Изоляция и ее последствия. Социальная, физическая, эмоциональная изоляция.

 

Способы социального обучения

 

Социальное обучение происходит, по меньшей мере, четырьмя способами:

- условный рефлекс(определенный усваиваемый вид реакции на стимулы, идущие из среды);

- осознание себя(в течение всей жизни разным образом происходит обучение различным ролям);

- усвоение образцов поведения (глубокое социальное воздействие имеет освобождающий эффект, когда индивид развивает личные нормы, наблюдая поведение этого образца. С другой стороны, личное развитие может быть ограниченным, если индивид ощущает сильную зависимость от этого образца);

- умение справляться с ситуацией(когда нормы и ценности становятся частью личности, они интернализованы. Столкнувшись с новой ситуацией, человек может не знать, как на нее реагировать. Ранее приобретенное понятие о себе и образцы поведения не подходят).