Национальные интересы современной России

Роль России в мире обусловлена следующими факторами:

1. В политическом отношении РФ является постоянным членом Совета безопасности ООН.

2. В экономическом плане уступает другим центрам.

3. В военном плане за счет ядерного компонента Вооруженных сил остается влиятельной военной державой.

Как великая держава Россия характеризуется тем, что:

1) участвует в решении проблем Ближнего Востока;

2) участвует в миротворческих операциях;

3) сохраняет статус постоянного члена Совета Безопасности ООН;

4) участвует в «Большой восьмерке»;

5) является ядерной державой (имеется заряд, наземный носитель, воздушный носитель, подводный носитель, космический носитель);

6) является космической державой (постоянное присутствие в космосе экипажей, регулярные запуски космических аппаратов, наличие космодромов);

7) является великой культурной державой (литература, театр, музыка);

8) является великой научной державой (математика, физика, химия, программирование, астрофизика, некоторые отрасли медицины).

Оптимальной стратегией для России является максимальное использование в своих интересах тех новых возможностей, которые открываются процессами глобализации, и минимизировать ее негативные последствия. Можно выделить три основных компонента этой стратегии:

1. Меры, направленные на защиту национальных интересов России: укрепление ее валютно-финансовой системы, освобождение от импортной зависимости, защита национальной собственности, включая интеллектуальную.

2. Стимулирование инновационного развития и завоевание позиций на мировом рынке наукоемкой продукции.

3. Расширение международного сотрудничества в экономической, научно-технической, информационных областях. Создание необходимых правовых и институциональных условий для притока инвестиций. Восстановление кооперационных связей и формирование регионального общего рынка со странами СНГ. Кооперация с мировым сообществом в решении острых проблем валютно-финансовой сферы, экологии, здравоохранения, борьбы с преступностью и терроризмом.

Но без тесного сотрудничества государства с организациями гражданского общества невозможно успешное реформирование экономики и проведение эффективной промышленной политики. Это предполагает изменение приоритетов государственной политики в сторону социализации государства. Только так может быть достигнута консолидация общества – необходимая предпосылка возрождения России, ее оптимальной адаптации к сложным процессам глобализации, ее успешной интеграции в мировое сообщество на равноправных основах. Альтернативой этому курсу может быть лишь дальнейшая криминализация общества, распад экономических и социальных связей, утрата государственности.

Обеспечению безопасности цивилизационного развития России в условиях глобального мира должны способствовать:

- предотвращение любого вида агрессии против Российской Федерации, надежная защита суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ;

- укрепление глобальной военно-стратегической стабильности и сбалансированного партнерства с ключевыми государствами и международными организациями;

- обеспечение благоприятных условий для скорейшей интеграции экономики России в глобализирующуюся международную экономическую систему;

- защита прав граждан РФ за ее пределами;

- создание за рубежом, в том числе у бизнес-сообщества и населения, адекватного имиджа Российской Федерации и ее граждан.

Однако достижение реальной экономической мощи Россией невозможно в короткие сроки – одно-полтора десятилетия – это более длительный процесс.

Таким образом, главный вызов глобализации для России – окажется ли она способной органически подключиться к важнейшим тенденциям мирового развития или нет.

Общий интерес России состоит в том, чтобы вписаться в новое мировое разделение труда в качестве не донора, а спонсора (с учетом того различия, что последний добровольно отдает излишки, а у донора зачастую отбирают необходимое, не спрашивая). Новый миропорядок основан на универсальной интеграции, на поголовной зависимости всех ото всех. Место, которое то или иное сообщество занимает в этом универсальном мире, в первую очередь определяется его способностью производить новейшие технологии. Ныне идет стремительная девальвация стоимости сырьевых ресурсов и рабочей силы, то есть кто не успел вписаться в исторический поворот, неизбежно становится донором.

Социально-экономический и политический порядок современной России не позволяют ей соревноваться со странами, ставшими сегодня основными поставщиками новейших технологий. Интерес России состоит в том, чтобы создать условия, дающие ей возможность сделать научно-технический рывок и вырваться из исторического капкана, в который она попала. Это объективно предопределено и является императивом для всех россиян, хотя осознаваемо разными социальными группами в неодинаковой степени.

Интересы, условно обозначаемые как «национальные», предполагают, что приоритет отдается динамике развития. Все, что может быть изменено ради обеспечения высоких темпов модернизации, должно быть изменено, даже если это ставит под угрозу целостность властных атрибутов.

К национальным интересам России относятся:

а) обеспечение безопасного и устойчивого развития страны;

б) формирование единого информационного пространства, общероссийского рынка товаров и услуг, включая финансово-банковские услуги;

в) эффективное использование природного потенциала;

г) укрепление единства социально-экономического пространства страны и противодействие сепаратистским тенденциям.

Для укрепления геополитических позиций России большое значение имеет наращивание экономического потенциала трансграничных регионов страны на Дальнем Востоке, Северо-Западе и на южных рубежах.

Национальные интересы России в первую очередь заключаются в скорейшем выстраивании ее социальной жизни в соответствии с инвариантными чертами европейских обществ.

 

Подведем итоги:

1.Внешняя политика – это внешнее действие одной нации, одного государства. Она характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства по отношению к другим странам.

2. Международная политика – совокупная деятельность государств на международной арене.

3. Международная политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т. д.).

4. Мировая политика является сферой властных отношений, представляет собой соперничество и согласование ценностей, целей и интересов государств и других международных субъектов. Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от насилия и страха.

Следующая задача – обеспечение безопасности и защищенности человека. Речь идет о том, чтобы принципы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений.

5. В международной политике выражаются преимущественно национальные интересы. К сфере национальных интересов традиционно относят сохранение нации в качестве свободного и независимого государства, предотвращение угрозы извне, рост национального благосостояния, защиту экономических и политических интересов государства на международной арене.

6. Главная цель внешней политики любого государства – это обеспечение его безопасности.

Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.

7. Международные отношения – это система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами.

8. В практике современных международных отношений обнаруживаются определенные закономерности:

– максимальная реализация государственности и суверенитета участников отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене;

– усиление интеграции все большего числа участников международных отношений.

9. Глобализация – доминирующая после окончания «холодной войны» единая общемировая система, возникшая в результате национальных экономик.