Византия.

Лекция 9.

Восточная Римская империя – Византия, оформившаяся как самостоятельное государство в 395г., после раздела империи императором Феодосием I, превосходила Западную по степени развития ремесла и торговли, богатству городов, уровню духовной культуры. Уже в период домината центр экономической и культурной жизни Рима все явственнее перемещался на восток, что позволило императору Константину I построить новую столицу империи (Новый Рим) на месте Византия – древней мегарской колонии на Босфоре. По имени основателя город был назван Константинополем.

В состав Византии вошли Балканский п-ов и Малая Азия, Сирия и Палестина, Египет и Киренаика, часть Армении и Месопотамии, Кипр, Крит, Родос, другие острова Эгейского моря, а также южный берег Крыма, ряд крепостей в Грузии, некоторые области Аравии. В 5в. к этому добавились Иллирик и Далмация. Жители Византии именовали себя римлянами (ромеями), а сама империя официально называлась ромейской.

После падения Западной Римской империи Византия выступала как единственная законная наследница Рима, и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. Королевства Запада, вплоть до создания Каролингской империи Карла Великого в 800г., номинально признавали верховную власть Византии.

Император (василевс) – вся законодательная и исполнительная власть. Теоретически власть императора несколько ограничивалась такими учреждениями как Сенат (синклит), госсовет (консисторий) и димы (организации свободных граждан византийских городов, выполнявшие хозяйственные, политические и военные функции). Его единоличная ненаследственная власть характеризовалась не только юридическим сосредоточением всей полноты государственных полномочий, которые реализовывались через самостоятельные по историческим формам учреждения и институты государственности, но и новым личным статусом, связанным с религиозным освящением власти в личности монарха.

Отсутствие принципа наследственности престола предполагало, что новый император избирается Сенатом, «народом Константинополя» и армией. Постоянные государственные перевороты в Византии еще более укрепляли принцип выборности императора. Лишь в 9в. Сенат и «народ столицы» прекратили свое участие в императорской власти. Т.е., императором делало не рождение, а «божественное избрание». Принцип законного престолонаследия начинает утверждаться лишь с конца 11в.

Наибольшего расцвета ранняя Византия достигла в период правления императора Юстиниана (527-565гг.). При нем была проведена реформа римского права, достигла максимального расширения территория страны, укреплена центральная власть, т.к. Юстиниан утвердил идею неограниченной власти государя-самодержца и союза государства с христианской церковью.

При преемниках Юстиниана, истощенная непрерывными войнами страна вступает в полосу упадка. В ряде войск провозглашаются свои императоры, и то и дело вспыхивает гражданская война (самая жестокая – 602-610гг.). В 7в. Балканы заселяются славянами (появляется болгарское государство), а на востоке азиатские и африканские владения Византии отбираются арабами. Внутренние смуты (борьба иконоборцев с иконопочитателями), вызывавшие непрерывные восстания ереси (павликианство, богумильство) и борьба знати за власть подрывали могущество Византии.

Лишь в 1-й половине 8в. императорам Исаврийской династии удалось отбросить арабов, успешно отразить нападения славян, вновь дойти до Евфрата и границ Армении. Правда, в 1054г., в связи с ослаблением византийской власти в Южной Италии, произошло окончательное деление христианской церкви на католицизм и православие. В 10-11вв. империя то отступала под натиском славян и арабов, то вновь отбрасывала их, занимая весь Балканский полуостров и Малую Азию. Появление в 30-х гг. 11в. турок-сельджуков и печенегов, вынудило Византию перейти к обороне на всех границах.

Путь развития системы управления империей заключался во всемерном укреплении центральной власти. Каждому должностному лицу присваивался титул, иерархия которого была узаконена табелью о рангах. Феодалы получали полное или частичное освобождение от налогов (экскуссия), которые теперь собирались в пользу самого феодала, и изъятие земель из-под контроля чиновников императорского фиска. В награду за службу феодалы получают пожалование на срок жизни права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территории – прония. Вскоре прония превращается в наследственное владение.

Что касается высшей власти, то императоры не обязательно являлись наследственными монархами – династий было несколько. Из 109 императоров Восточной Римской империи было убито 74. То есть, престол переходил по праву захвата. Византия – это не монархическая империя, а цезаризм.

Нападения норманнов на Балканы, печенегов – в Болгарию, захват турками Малой Азии, стали причиной ослабления Византии. Императоры династии Комнинов отражали натиск соседей, но борьба на три фронта вынудила византийцев перейти к обороне по всему периметру границы.

Первые крестовые походы западного рыцарства в конце 11-12вв. объективно усиливали Византию, т.к. отвлекали на себя силы ее противников. Византийские императоры старались использовать ситуацию с максимальной пользой для себя. Однако, усиление итальянских торговых республик (Венеция и Генуя), соперничавших с Византией, вскоре перевернули ситуацию. Во время 3-го крестового похода Византия потеряла Кипр, захваченный англичанами. 13.04.1204г. западные крестоносцы, вместо 4-го крестового похода в Палестину, предпочли взять Константинополь, и образовать на месте Византии собственное государство – Латинскую империю (1204-1261) короля Балдуина I. Еще ранее крестоносцы образовали Кипрское королевство.

На окраинах бывшей Византии образовались греческие государства:

- Никейская империя (северо-западная часть Малой Азии),

- Трапезундская империя (Южное Причерноморье),

- Эпирское государство (Западные Балканы).

Эти страны считали себя наследниками Византии, и повели борьбу с крестоносцами за восстановление империи.

Латинская Романия (государства крестоносцев на византийских территориях):

- Фессалоникское кор-во (1204-1224),

- Афинское герцогство (1205-1456),

- Морейское княжество (1205-1432),

- владения Венеции.

- владения Генуи,

- о.Родос и о-ва Додеканес (владения рыцарского ордена иоаннитов).

В 1261г. никейский император Михаил VIII Палеолог освободил Константинополь и уничтожил Латинскую империю. Однако, восстановленная Ромейская империя была лишь подобием великой державы, что вынуждало императоров лавировать между турками, славянами и латинами, вплоть до заключения уний с римскими папами (уния – объединение католической и православной церквей на условиях подчинения второй догматам первой).

Гражданская война середины 14в. привела к зависимости Византии от Генуи, которой в 1348-1352гг. была проиграна война. В 1352г. турки захватили Дарданеллы, проложив себе дорогу на Балканы. По очереди турки покорили македонцев, болгар и сербов. Султан Баязид I в 1396г. уничтожил армию западных крестоносцев в битве при Никополе на Дунае. Падение Византии отсрочило вторжение Тамерлана, разгромившего турок в 1402г. в битве при Анкаре.

Армия султана Мехмеда II осадила Константинополь, который был взят штурмом 29.05.1453г. Падение Византии передало лидерство в православном мире в Московскую Русь. Царь Иван III, женившийся на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, объявил себя наследником не только Киевской Руси, но и Византии. Утверждение османов на византийской территории сделало Турцию плацдармом для агрессии против стран Центральной и Восточной Европы.

При сохранении в Византии в 6в. основ рабовладельческого строя, фундаментом законодательства могло быть лишь римское право. Юриспруденция (наука права) в Своде Юстиниана определялась как «знание вещей Божественных, равно и человеческих, познание справедливого, равно как и несправедливого». Правовая культура Византийской империи, ставшей в 5-15вв. н.э. единственным историческим продолжателем традиций римской государственности, дала вторую историческую жизнь римскому праву.

В Византии римское право обрело самую полную и наиболее классическую по своим принципам кодификацию – Свод Юстиниана. Выраженный в этой кодификации и утвержденный государственной властью ЗАКОН стал приоритетным источником права на последующее время.

Кодекс Юстиниана и его Новеллы стали основой для формирования новой области правовой культуры – церковного православного права с особой традицией правовых памятников (Номоканоны). В Византии характер обычая, ссылающегося на религиозную традицию, стали носить ссылки на Священное Писание и евангелический канон. Церковь освятила и разработала официальную доктрину божественного происхождения императорской власти, и утвердила единение мирской и духовной власти (симфония), причем церковь подчинялась императору.

В ходе централизаторских политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована всеобъемлющая кодификация права – на новых принципах, отразивших взлет византийской юриспруденции в рамках римской правовой культуры. В апреле 529г. был опубликован кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием коего все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. Сборник определений и высказываний юристов – «50 определений» – систематизация правоведческих консультаций.

Свод императора Юстиниана (527-565гг.) включил в себя:

1.«Институции». Это – систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Они подразделялись на 4 книги и 98 титулов, подразделявшиеся на: 1.общее учение о праве и субъектах права (лицах), 2-3. общие институты вещного и обязательственного права. 4.учение об исках и принципах правоприменения в суде. С тех пор аналогичная схема систематизации права называется институционной.

2.«Дигесты». Систематизированные отрывки из работ наиболее известных римских правоведов. Около 9200 отрывков из 2000 работ 39 юристов 1-4вв. н.э. Это – энциклопедия римской юриспруденции, отражавшая правовые приоритеты власти. Ведущие юристы: Ульпиан (2462 отрывка), Павел (2083), Папиниан (595), Помпоний, Гай, Модестин, Юлиан.

3.Кодекс. Это – систематизация 4600 императорских конституций, начиная со 117г., в 12 книгах и 765 титулах. Книги:

1-я – постановления по церковному праву, в отношении источников права, госслужбы и обязанностей чиновников.

2-8-я – обобщение императорских актов по гражданскому праву и судопроизводству.

9-я – уголовное право.

10-12-я – государственное управление и финансы.

4.«Новеллы». Три сборника конституций (122, 134 и 168 актов соответственно).

Свод Юстиниана служил базой для практического применения права. В связи с его труднодоступностью в качестве источника, в Византии составлялись упрощенные комментарии к Своду в виде парафраз (пересказ), индексов (указатели), схолий (учебные примечания). Составлялись и практические сборники. Новое императорское законодательство, отражая в себе изменения жизни общества и государства, одновременно стремилось опираться на правовые тенденции и обычаи прошлого:

- 726г. – «Эклога» (Избранные законы) императора Льва Исаврийского.

- 879г. – «Прохирона» императора Василия I, отменившего Эклогу своего политического противника-иконоборца.

- 890г. – «Базилики» императора Льва VI: 60 книг, заменивших собой ставший уже трудновоспринимаемым Свод Юстиниана. С конца 12в. Базилики стали единственным действующим сводом византийского права.

Впоследствии законодательство в основном развивалось за счет императорских новелл (сборники конституций) и хрисовул (императорские грамоты). В связи с тесным взаимовлиянием императорской и церковной власти, большое значение имели нормы церковного права. На основе утвержденных Вселенскими соборами норм права, составлялись сборники – Номоканоны, чьи переводы включались в русские «Кормчие книги».