В логистике

Принципы построения информационных систем

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип — последовательного продвижения по этапам созда­ния системы — должен соблюдаться и при проектировании ло­гистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики вы­деляют три уровня (рис.45)

 
 


3 уровень Рабочее место на котором продвигается

грузовая единица, деталь или какой-либо

элемент материального потока

 

2 уровень Участок, цех где происходит

транспортировка груза

 

 

1 уровень Система перемещения и

транспортирования груза

в целом

 

 

Рис. 45 Уровни в системе логистики с позиции системного подхода

Первый уровень — система транспортирования и перемеще­ния в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление. Второй уровень — участок, цех, склад, где происходят процес­сы транспортировки грузов, размещаются рабочие места. Тре­тий уровень — рабочее место, на котором осуществляется логи­стическая операция с материальным потоком, т. е. передвигает­ся, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

В плановых информационных системах решаются задачи, Связывающие логистическую систему с совокупным материаль­ным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в Цепи "сбыт—производство—снабжение", что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы "ввязывают" логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между пла­новой, диспозитивной и исполнительной системами, осущест­вляемая посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные Системы, приведена на рис. 46.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнитель­ных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

• возрастает скорость обмена информацией;

• уменьшается количество ошибок в учете;

• уменьшается объем непроизводительной, "бумажной' работы;

• совмещаются ранее разрозненные информационные блоки,

Вид отчётности Вид информационной системы Уровень руководства Решаемые задачи
Годовой отчёт Плановые Высшее руководство Выработка стратегии и тактика доведения целей
Ежеквартальный, месячный отчёт Диспозитивные Средний менеджмент Определение способа действий, доведение правил инструкций заданий
Ежедневный отчёт Исполнительные Непосредственные исполнители Исполнение инструкций, формирование первичной информации

 

Рис.46 Принципиальная схема информационных потоков в микрологистических системах

 

При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программ­ных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

• обеспечить совместимость вычислительной техники и про­граммного обеспечения на разных уровнях управления;

• повысить эффективность функционирования логистиче­ских информационных систем;

• снизить их стоимость;

• ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проекти­ровании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что опреде­ление этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность её функционирования.

3. Принцип гибкости системы с точки зрения специфи­ческих требований конкретного применения.

4. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога "человек — машина".

5. Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный потоки переходят через границы правомочия и ответственности отдельных под­разделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

6. Принцип недопустимости несовместимых локальных решений.

7. Принцип согласованного построения интерфейсов для различных подсистем.

8. Принцип учета взаимовлияния материальных и инфор­мационных процессов.

9. Принцип достижения синергетических эффектов за счет интеграции систем.

12.7. Эффект от внедрения логистических информационных систем[40]

Совокупность важнейших экономических выгод от введения логистических информационных систем можно изложить в семи пунктах:

• сокращение времени прохождения процесса;

• снижение запасов в результате снижения рисков;

• рациональное использование ресурсов;

• повышение качества логистического процесса;

• сокращение потребления бумаги;

• сокращение ошибок;

• сокращение затрат на актуализацию данных.

Остановимся подробнее на характеристике отдельных слагаемых эффекта.

Сокращение времени прохождения процесса

Благодаря опережающему информационному потоку можно заранее оптимизировать ход последующих транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных и производственных процессов и сократить время их прохождения.

Снижение запасов в результате снижения рисков

Своевременная и надежная информация снижает риски связанные с созданием запасов. Запасы сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий можно частично заменить информацией о запасах, находящихся на складе или на пути к нему.

Своевременная информация о ходе реализации процессов логистических каналах и о состоянии логистических инфраструктур позволяет осуществить более разумное использование таких производственных факторов, как транспортные пути, транспортные средства, погрузочно-разгрузочные мощности или персонал. Аналогично этому можно удовлетворить спрос более экономным использованием этих факторов, что соответствует идее "стройного производства" (гармоничного производства).

Повышение качества логистического процесса

Информационная прозрачность хода реализации процессов в звеньях логистической цепи является важнейшим фактором Обеспечения качества в логистическом канале. Таким образом, Можно обеспечить и лучше организовать соблюдение согласованных сроков и лучше реагировать на обнаруженные сбои.

Сокращение потребления бумаги

Благодаря сквозному прохождению данных от одной информационной системы к другой отпадает необходимость в много­кратной регистрации данных. Таким образом, можно снизить потребление бумаги и избежать источников ошибок, как это бывает при многократной регистрации данных.

Сокращение ошибок

Если созданы предпосылки для электронного обмена данны­ми между информационными системами партнеров, то затраты на актуализацию данных можно ограничить только одним местом ввода данных.

Сокращение затрат на актуализацию данных

Однажды зарегистрированные в системе данные можно использовать как для расчета, так и для создания документов. При ретроспективном рассмотрении могут быть выявлены и другие возможности для дальнейшей рационализации.

Вопросы для контроля знаний

1. Назовите цели и задачи информационной логистики.

2. Сформулируйте определение понятий "информация", "информационная система".

3. Дайте определение понятию "информационный поток".

4. Приведите примеры информационных потоков.

5. Приведите классификацию информационных потоков

6. Покажите, как организация информационных потоков влияет на эффективность управления материальными потоками.

7. Охарактеризуйте подсистемы, входящие в состав инфор­мационных систем.

8. Назовите и охарактеризуйте виды логистических инфор­мационных систем.

9. Перечислите требования, предъявляемые к информаци­онным системам в логистике

10. Перечислите и охарактеризуйте принципы, которые необходимо соблюдать при построении логистических инфор­мационных систем.

11. Перечислите слагаемые эффекта от внедрения логистических информационных систем.

Глава 13. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов

13.1. Проблема идентификации объектов, составляющих материальные потоки, и ее решение в логистике

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звени товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. Вся система движения товаров — это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления. Для того чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.

Данная проблема решается путем применения технологии автоматической идентификации движущихся товаров. В основе технологии лежит следующая цепь операций:

• товару присваивается уникальный номер (товарный но­мер);

• товарный номер зашифровывается в виде специального символа — штрихового кода;

• штриховой код (зашифрованный товарный номер) нано­сится на товар;

• штриховой код автоматически считывается с товара (при выполнении логистической операции с товаром);

• штриховой код расшифровывается специальным устройством (декодер) и предстает в цифровом виде, т. е. в виде пер­воначального товарного номера;

• товарный номер передается в компьютер, на котором вы­полняется та или иная функция управления товародвижением.

Поскольку номер товара уникален, компьютер "узнает" товар, т. е. выполняет функцию человека, причем делает это быстро и безошибочно. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что дает возможность управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.

Сам по себе цифровой номер товара, как правило, не несет информации о его свойствах, а является лишь адресом ячей­ки памяти в компьютере, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые для управления материальным пото­ком и формирования соответствующих документов[41]. Совокупность этих сведений образует так называемую базу данных о товape, формировать которую целесообразно на предприятии- изготовителе. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью средств электронной связи.