Вопрос 5. Приемы создания интерьера, пейзажа.

Приемы создания интерьера и его функции:

- интерьер как способ характеристики персонажа (мебель в доме Собакевича)

- интерьер как место действия («Оливер твист» Диккенса)

- интерьер как способ влияния на события (комната Раскольникова)

-интерьер как характеристика социального статуса персонажа (богатство, бедность, аристократизм, плебейство, образованность, невежество и т.п.) - образ Раскольникова

- интерьер как характеристика черт характера персонажа (самостоятельность, подражательность, притворство, вкус, безвкусица, практичность, аккуратность, непрактичность, лень и. т.п.) - образ Обломова, Журдена

- интерьер как характеристика сферы интересов, профессии и занятий персонажа (профессия, любовь к чтению, работоспособность и т.п.) - образ врача Ионыча

Приемы создания пейзажа и его функции:

Пейзаж – это картина природы, которая имеет разнообразное художественное значение в зависимости от задач автора, его стиля и творческого метода.

Виды пейзажей:

- лирический пейзаж настроения – выражает состояние души персонажей или автора (Гоголь, Толстой)

- самоценный пейзаж – выражает подробное описание природы, в которой происходят действия (Фенимор Купер, Стивенсон, Жуль Верн)

- вымышленный пейзаж – подчеркивает фантастичность повествования и событий (Станислав Лем, Толкиен)

- символический пейзаж – выражает подтекст и подспудные ассоциации (туман во снах Скарлет О-Хары)

- пейзаж, необходимый для развития событий и играющий в них важную роль («Робинзон Крузо», небо Аустерлица в «Войне и мире»)

Найти и выписать примеры разных видов внесюжетных элементов- NB композиции в литературе - из любых литературных произведений школьной программы.

Выписать примеры разных типов создания интерьера и пейзажа - NB в литературе – из любых литературных произведений школьной программы.

 

 

Вывод лекции: сюжет и композиция являются важнейшими элементами построения и наполнения содержания литературного произведения, разные формы взаимосвязанности сюжета и композиции определяют разные концепции целостности литературного произведения.