Вопрос 4. Приемы создания художественного образа персонажа. Связь сюжета, композиции и характера персонажа

Приемы создания образов – персонажей:

- внешние черты портрета персонажа

- портрет персонажа – внутренний, психологический

- характер персонажа – описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа

- в системе сюжета – через поступки персонажа

- прямая авторская характеристика персонажа

- изображение природы в жизни персонажа

- изображение социальной среды, общества, эпохи, в которых живет персонаж

- описание тесного окружения персонажа, условий его жизни, его комната, дом, улица и т.п.

- психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков

- языковая характеристика персонажа – его собственная художественная речь

- характеристика персонажа другими персонажами

- художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно

 

Приемы создания портрета персонажа:

- портрет – описание (внешние черты) (Ленский в «Евгении Онегине»)

- портрет – сравнение (сравнение с другими персонажами или с литературными стереотипами) (Татьяна и Ольга в «Евгении Онегине»)

- портрет лаконичный, краткий (Феб в «Соборе парижской богоматери»)

- портрет подробный и детализированный (Дон-Кихот и Санчо Панса)

- портрет психологический (Печорин в «Герое нашего времени»)

- портрет статический – без развития и изменений, с постоянными статичными деталями (портеры помещиков в «Мертвых душах»)

- портрет динамический – изображение персонажа в развитии, во всех его изменениях со временем (образ Наташи Ростовой)

 

Виды образов – персонажей:

1) Образ – персонаж или действующее лицо - эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас

2) Литературный характер – это совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека, собранных в одном образе личности в литературном произведении

3) Тип, или типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

4) Герой – это только положительный типический характер

Система персонажей:

- это способ выражения идейного и художественного замысла автора. Персонаж в художественном произведении существует не сам по себе, а в системе отношений с другими персонажами. Все литературные герои при этом взаимодействуют, сопоставляются, сравниваются, противопоставляются… Чем больше взаимосвязей проявляется у персонажа, тем ярче освещается его многогранность, раскрывается индивидуальность. Глубина и сложность, неоднозначность характера персонажа.

Систему персонажей художественного произведения составляют все виды образов по содержанию - это только образы людей, они располагаются по возрастанию обобщенности этих образов, при этом каждый из них сохраняет конкретность и единичность, имеет свою индивидуальность: Персонаж или действующее лицо; Литературный характер; Тип, или типический характер; Герой.

 

Особенности системы персонажей в разных творческих методах:

- Классицизм – распределял герое на положительных и отрицательных, почти схематичных и однозначных (Мольер. «Тартюф»)

- Романтизм – отражал глубоко и полнокровно только главных, необыкновенных персонажей в необыкновенных обстоятельствах. А все остальные персонажи были второстепенными, они служили раскрытию главных персонажей

- Реализм - создал сложную систему взаимоотношений разных равнозначных образов персонажей, скрещение судеб, их противопоставление, антагонизм, параллелизм, наличие персонажей – двойников и т.п.

 

Способы создания образов – персонажей:

- исторический прототип (очерк Горького «Ленин»)

- автор-прототип (Островский, «Как закалялась сталь»)

- синтез реальных прототипов, когда от множества людей одного типа берется по одной черте («Женитьба» Гоголя)

- «первый встречный» как прототип (Тургенев видел свои образы людей, но без лиц, пока не «встретил лицо»)