Формы художественного изображения действительности в литературном произведении.

Вопрос 1. Система образов художественного произведения. Художественный мир: пространство и время (хронотоп), система персонажей, их характеристики, принципы построения сюжета. Формы художественного изображения действительности в литературном произведении.

Тема: Сюжет и композиция

План лекции:

1.Система образов художественного произведения. Художественный мир: пространство и время (хронотоп), система персонажей, принципы и способы построения сюжета. Формы художественного изображения действительности в литературном произведении. Источник повествования: автор, рассказчик, лирический герой.

2.Все о сюжете. Фабула. Источники сюжетов. Художественный конфликт как основная движущая сила произведения.

3.Все о композиции. Внесюжетные элементы.

4.Приемы создания художественного образа персонажа. Сюжет, композиция и характер персонажа.

5.Приемы создания интерьера, пейзажа.

 

Система образов художественного произведения включает в себя разные образы – через которые художник отражает, познает и выражает мир (см. Лекция 3-4):

1) Образ – деталь

2) Образ – вещь

3) Образ – пейзаж

4) Образ – интерьер

5) Образ – картина

6) Образ животного

7) Образ литературного произведения

8) Образ – символ

9) Образ – архетип

10) Образ – идея

11) Образ – переживание

12) Образ –персонаж (образ человека разной степени обобщенности, от персонажа до типического героя)

 

Способы создания этих образов в литературе обусловлены тем, что литература – искусство слова, и она оперирует словесными образами, а это:

1) Образ – звук (поэтическая фоника)

2) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика)

3) Образ – троп (поэтическая семантика)

4) Образ – фигура (поэтический синтаксис).

Мы имеем дело с четырьмя пластами художественного языка.

 

Хронотоп - (дословно "время-пространство") художественное пространство и время - это единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного смысла. Широкое распространение в литературоведении, а затем в эстетике термин хронотоп получил благодаря трудам М. Бахтина.

Пространство и время понимаются как взаимосвязанные координаты единого четырехмерного мира (высота, длина, ширина и время), содержательно зависимые от описываемой ими реальности. Как взаимосвязанные и взаимо определяемые трактовал эти категории Гегель.

С другой стороны, этот термин соотносится с описанием В. И. Вернадским ноосферы, характеризуемой единым пространством-временем, связанным с духовным измерением жизни. Оно принципиально отлично от психологического пространства и времени. Здесь же имеется в виду одновременно духовная и материальная реальность, в центре которой находится человек.

Центральной в понимании хронотопа, по Бахтину, является аксиологическая направленность пространственно-временного единства, функция которого в художественном произведении состоит в выражении личностной позиции, смысла: "Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа". Иначе говоря, содержащиеся в произведении смыслы могут быть объективированы только через их пространственно-временное выражение.

Хронотоп индивидуален для каждого смысла, поэтому художественное произведение с этой точки зрения имеет многослойную ("полифоническую") структуру.

Каждый вид искусства характеризуется своим типом хронотопа, обусловленным его "материей". В соответствии с этим искусства разделяются на: пространственные, в хронотопах которых временные качества выражены в пространственных формах; временные, где пространственные параметры "переложены" на временные координаты; и пространственно-временные, в которых присутствуют хронотопы и того и другого типов.

О хронотопическом строении литературного произведения можно говорить с точки зрения сюжетного мотива (напр., X. порога, дороги, жизненного перелома и др. в поэтике Достоевско-го).

Хронотопом определются и различные типы человеческой культуры и цивилизации:

1) Первобытная культура - пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно и вневременно, так как сознание времени сакрализовано, эмоционально окрашено, и основано на древних религиозно - мифологических формах мышления

2) Культура Древнего Востока и античности выстроен мифом, в котором время циклично, а пространство (Космос) одушевленно.

3) Средневековая культура сформировала свой хронотоп, складывающийся из линейного необратимого времени и иерархически выстроенного, насквозь символичного пространства, идеальным выражением которого является микрокосм храма

4) Культура Эпохи Возрождения создала хронотоп, во многом актуальный и для современности: противопоставление человека миру как субъекта - объекту позволило осознать и измерить его пространственную глубину, одновременно появляется объективное время.

5) Культура Нового времени создала отчужденного от человека пространства и времени, сделала эти категории абстракциями, что зафиксировано в ньютоновской физике

6) Современная культура со всей сложностью и многообразием ее социальных, отношений характеризуется множеством различных хронотопов, среди них самым показательным является, тот, что выражает образ сжатого пространства и утекающего ("утраченного") времени, в котором (в противоположность сознанию древних) практически нет настоящего («есть только миг – между прошлым и будущим).

 

Принципы и способы построения сюжета (подробнее – во втором вопросе):

1) Элементы сюжета: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог

2) Разные способы изложения сюжета в зависимости от приемов композиции: по прямой хронологии, в обратном хронологическом порядке, в смешанной форме экскурсов в будущее, прошлое и настоящее

1. Повествование – это связное изложение каких-либо событий, которые происходят в отображаемом литературой мире. В литературном произведение повествование может вестись от имени автора, от имени другого рассказчика (этот образ рассказчика создается автором), от имени одного из героев произведения.

Источник повествования: автор, рассказчик, герой, лирический герой.

Когда повествование ведется от имени самого автора – то создается образ автора. Например, образ автора в «Евгении Онегине» А. Пушкина

Образ рассказчика может быть мало заметным, «спрятанным»: в рассказах Чехова. Или может быть ярко выраженным: в «Повестях Белкина» А. Пушкина, в «Маленьком принце» А. Экзюпери.

Один из героев произведения может вести повествование: «Подросток» Достоевского, что придает этому герою дополнительные очень глубинные характеристики.

В лирических жанрах литературы (род – Лирика, имеет много разных жанров) автором – рассказчиком – героем чаще всего становится одно и то же лицо, и называется оно лирический герой (например, «К Керн» («Я помню чудное мгновение…» А. Пушкина)

Автор. Повествователь. Герой (На примере прозы и поэм Лермонтова).

В них значительное место принадлежит повествователю, ведется ли повествование от имени безымянного рассказчика или от первого лица. Повествователь у Лермонтова или излагает сюжет или вводит в действие, воссоздавая внешнюю обстановку («Демон», «Мцыри», «Тамбовская казначейша»), и служит существенной формой проявления позиции автора.

Однако отождествление повествователя с автором нередко ведет к сужению проблематики произв., особенно поэм Лермонтова, которые при таком подходе оказываются замкнутыми в пределах индивидуально-романтического сознания главного героя («Мцыри», «Демон»). Но - лермонтовские поэмы не сводятся к сюжетным и духовным «приключениям» героя: судьба его представляется хотя и важным, но в известном смысле «частным» явлением, подлежащим включению во всеобщий мир. Так, существование Демона пересекается с ходом земной жизни (природа, быт семьи Гудала, свадьба, похороны, сражение; не случайно описание коня занимает целую главу). Подобно этому жизнь Печорина пересекается с орбитами жизней многих людей, даже почти не знакомых с ним. Судьба Мцыри включена в события кавказской войны, а история героев «Тамбовской казначейши» — не только в провинциальный быт, но также в круг интересов читающей публики.

Слово героя в поэме «Мцыри», в отличие от эпически-отстраненного слова повествователя, предельно исповедально, однако с точки зрения лексики, стиля, стиха между ними нет резкой грани, что свидетельствует о некоем духовном единстве всех носителей слова в поэме. Решение романтического конфликта — в предсмертных словах Мцыри и в последнем стихе поэмы: «И никого не прокляну»; но это одновременно и слово самого автора, прямое выражение авторской позиции. Существенно, что такое решение должно быть принято именно самим героем. Так выявляется отношение автора к слову героя и повествователя.

Позиции повествователей и героя в поэме имеют локальное значение; всеобъемлющей является лишь позиция автора.

В романе «Герой нашего времени» смена точек зрения автора, повествователя и героя непосредственно обнаруживается в композиции произведения. Безымянный повествователь выступает фактически в роли третейского судьи между Максимом Максимычем и Печориным (в предисловии к журналу Печорина). Это подтверждает и предисловие от автора: в нем та же позиция в отношении героя. Композиция романа подчинена задаче выявления сущности героя:

- сначала — предваряющий рассказ Максима Максимыча,

- затем — объясняющий журнал Печорина,

- между этими двумя рассказчиками - возникает фигура повествователя.

Мнение повествователя о Максиме Максимыче — не без оттенка романтической восторженности — долго принималось исследователями за художественно объективное и окончательное, вследствие отождествления повествователя с автором. В романе «рассказ» ведется от имени повествователя, Максима Максимыча, Печорина и автора первого предисловия. Различие позиций повествующих персонажей обусловливает разностороннее освещение явлений действительности, создавая в значительной степени впечатление самовысказывания жизни.

Повествование вмещает в себя такие формы рассказа:

- описание – подробное изображение какой-либо статичной или динамичной картины жизни, это может быть портрет, пейзаж, интерьер, ситуация, события и т.п., с целью донести до читателя самое яркое и точное представление о том, что рассказывается

- пейзаж – картина природы в художественном произведении

- портрет – изображение внешней характеристики образа- персонажа

- интерьер – описание внутреннего и внешнего вида дома, комнаты, усадьбы, квартиры, где живет герой

- размышление или описание эмоций (философские и лирические авторские отступления) – мысли и чувства автора, прямая авторская оценка того, что происходит в русле выбранной им темы, проблемы и идеи, в жизни изображенных персонажей, раскрывают авторскую позицию, раскрывает идейную нагрузку всех художественных приемов и концептуальность всех его художественных образов

- характеристика – описание чаще всего персонажей, объединенное с размышлениями и эмоциями автора, с его авторским отношением к этим персонажам (описание Татьяны и Ольги в «Евгении Онегине»)

2. Диалог – это вторая форма художественного изображения мира в литературном произведении, которая воссоздает речь персонажей и не относится к повествованию.