Критерии сформированности УД
Процесс и результат формирования самой учебной деятельности, которая активно складывается в начале школьного обучения, зависят от методики обучения и от форм организации учебной работы детей.
Несформированность учебной деятельности у младших школьников до их перехода в средние классы школы приводит к отставанию детей в развитии и является одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся-подростки, приступая к изучению теоретически сложных предметов. Немецкий ученый Г. Клаус выделил систему параметров, по которым можно оценивать сформированность учебной деятельности у школьников.
Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г.Глаусу)
№ | Параметр сравнений | Позитивный тип | Негативный тип |
1. | Скорость | Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью | Медленно С трудом, напряженно и тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудом переучивается Характеризуется ригидностью, застылостью |
2. | Тщательность | Добросовестно Аккуратно Основательно | Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно |
3. | Мотивация | Охотно Добровольно По собственному побуждению Активно, включено, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил | Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво |
4. | Регуляция действия | Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно | Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво |
5. | Когнитивная организация | Осознанно, с пониманием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно | Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно |
6. | Общая оценка | Хорошо | Плохо |