Критерии сформированности УД

Процесс и результат формирования самой учебной деятельности, которая активно складывается в начале школьного обучения, зависят от методики обучения и от форм организации учебной работы детей.

Несформированность учебной деятельности у младших школьников до их перехода в средние классы школы приводит к отставанию детей в развитии и является одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся-подростки, приступая к изучению теоретически сложных предметов. Немецкий ученый Г. Клаус выделил систему параметров, по которым можно оценивать сформированность учебной деятельности у школьников.

Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г.Глаусу)

 

Параметр сравнений Позитивный тип Негативный тип
1. Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно и тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудом переучивается Характеризуется ригидностью, застылостью
2. Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
3. Мотивация Охотно Добровольно По собственному побуждению Активно, включено, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением   Пассивно, вяло, безучастно   Нерадиво, лениво
4. Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво
5. Когнитивная организация Осознанно, с пониманием   Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно   Нерационально, неэффективно
6. Общая оценка Хорошо Плохо