Парадигмы политического знания

Структура, методы и функции политологии. Виды научного политологического знания

 

Политология – комплексная наука о политике, охватывающая различные ее проявления. В состав политологии входят частные дисциплины, которые изучают различные стороны политической реальности:

- политическая философия, исследующая ценностные аспекты политики, политические нормы, идеалы, смыслы важных политических явлений;

- политическая история, рассматривающая процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени;

- политическая теория, анализирующая типы и формы организации власти, деятельность субъектов политики;

- история политических учений, рассматривающая появление и развитие политических идей;

- политическая психология, выявляющая субъективные механизмы политического поведения;

- прикладная политология, акцентирующая внимание на решении конкретных политических проблем: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения переговоров, избирательных кампаний, создании имиджа.

 

Многообразие методов ведет к тому, что в политологическом научном сообществе складываются разные научные школы. Их отличает приверженность к определенным теоретико-методологическим концепциям, которые нередко накладывают отпечаток на выбор предмета исследования.

Парадигма – это общепризнанное научное направление, которое в течение некоторого времени определяет «лицо» науки.

В системе политического знания можно выделить мировоззренческие парадигмы, определяющие предельно обобщенный взгляд на природу политики, условия и источники ее возникновения, формирования и развития. К мировоззренческим парадигмам относят следующие:

- теологическая. В ее основе лежит убеждение в том, что творцом социальной жизни, власти, политики является сверхъестественная сила – бог, которая определяет порядок осуществления власти в обществе. Человек должен подчиняться высшей воле, принимать предписанный богом порядок осуществления этой власти. Познание человеком системы политической власти носит ограниченный характер, так как сущность политического определяется высшим разумом, недоступным человеку;

- натуралистическая. В ее основе лежит убеждение, что человек – дитя природы, что он сам и все продукты его деятельности, в том числе система политической власти, зависят от природы и определяются ею. Исследователи, работающие в рамках натуралистической парадигмы, изучают, как на политическую жизнь людей влияют различные природные факторы: климат, рельеф местности, а также биологическая, созданная природой, сущность самого человека, формирующая его потребности, склонности, и в конечном счете, его политическое поведение. Познание политической реальности в рамках натуралистической парадигмы осуществляется на основе принципа тождественности основных законов природы и законов социальной, политической жизни;

- социоцентристская. В основе этой парадигмы лежит уверенность в том, что социальное, в том числе политическое, – это исключительно результат деятельности людей. Социальная жизнь имеет свои особенности, собственную логику развития. И следовательно, познание социальной и политической реальности должно осуществляться методами, отличными от методов, используемых в познании природных объектов.