Особенности коммуникативной стороны общения

Структура общения

1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В условиях человеческого общения информация передается, формируется, уточняется, развивается. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, необходимым условием чего, является использование единого языка и ситуации общения.

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Интеракция представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями. Обмен действиями предполагает необходимость согласования планов действия партнеров и «анализ» вкладов каждого участника.

3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивная сторона общения предполагает процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание

Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор (говорящий) в процессе говорения кодирует, а реципиент (воспринимающий) в процессе слушания декодирует эту информацию.

Исходными правилами речевой коммуникации являются: наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели;ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить.

Невербальная коммуникация – вид коммуникации, включающий неречевые знаковые системы. Выделяют несколько видов неречевых знаковых систем:

1. Акустическая:

− экстралингвистика (паузы, кашель, вздох, смех, плач);

− паралингвистика (темп, тембр, высота, громкость)

2. Оптико – кинесическая

− Выразительные движения (мимика, поза, жесты, походка, контакт глаз);

− физиогномика (строение лица и черепа, строение туловища)

3. Проксемика (расстояние между общающимися)

4. Такесика (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание)

5. Ольфакторная – запахи (запах тела, запах косметики)