Этапы развития коллектива
В основе развития коллектива лежит усложнение требований, предъявляемых педагогами ,членами коллектива в различных видах деятельности.
Выполняя различную, постепенно усложняемую деятельность, каждый школьник вступает во все сложные взаимоотношения с коллективом, обогащается новыми чувствами и привычками коллективного поведения. Поэтому этапы развития коллектива являются одновременно этапами взаимоотношений личности с так же характерно поэтапное развитие.
Первый этап – выявление и оформление актива, который составит будущее ядро коллектива и станет опорой его последующего движения вперед. Это хотя и продолжительный, но весьма ответственный этап, включающий многообразную деятельность тренеров по изучению юных спортсменов. Полученные сведения позволяют определить интересы, потребности, способности юных спортсменов, степень их организованности и трудолюбия, и на основе этого правильно наметить задачипо выявлению и созданию актива. На первом этапе создания коллектива еще нет возможности опереться на актив, действовать через него. Но, тем не менее ,непременно необходима элементарная организация учащихся, т.к.это будет способствовать выработке опыта обязательного соблюдения определенных норм поведения. Требования исходят от тренера.
Второй этап – характеризуется тем, что созданный актив начинает предъявлять требования к членам коллектива. Это означает, что актив становится определенной силой коллектива, способной вести юных спортсменов за собой. На втором этапе своего развития коллектив с помощью актива способен самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. На данном этапе контроль и требования тренера занимают еще большее место.
Третий этап – развития коллектива знаменует его расцвет, наиболее продуктивный период формирования коллективных отношений, влияние коллектива на личность. На третьем этапе весь коллектив предъявляет свои требования к «отдельной уклоняющейся, капризничающей личности». Характерной особенностью этого этана развития спортивного коллектива является усиливающее воздействие на отдельную личность, формирование общественного мнения, создание положительного опыта деятельности коллектива.
В педагогической литературе выделяется четвертый этап развития коллектива, который представляет непосредственное продолжение третьего этапа и характеризуется тем, что каждый член коллектива предъявляет повышенные требования к своей личности. Общественные нормы жизни коллектива становятся для него привычными и являются личной потребностью. Но, безусловно, что воспитательная функция коллектива на этом не завершается. В процессе своего развития, связанного с усложнением деятельности, коллектив перед членами более высокие требования, более сложные нормы поведения. На этом этапе важно расширять сферы влияния коллектива на личность, следить за возрастанием требований к поведению каждого ученика, юного спортсмена.