Осуществление контрольных функций.
Важную роль в системе сдержек и противовесов ветвей власти играет контрольная функция законодательных (представительных) органов государственной власти. Эта функция реализуется прежде всего в отношении исполнительных органов государственной власти.
Конституция РФ устанавливает ряд контрольных полномочий Федерального Собрания и его палат.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации. И хотя Конституцией РФ, регламентами палат не предусмотрено обсуждение посланий Президента РФ, сам факт заслушивания является формой парламентского контроля соблюдения Президентом его конституционной обязанности представлять такое послание.
В состав предметов ведения Государственной Думы согласно статье 103 Конституции РФ входит заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.
Контрольные полномочия парламента реализуются также посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности заслушивает на своих заседаниях информацию руководителей министерств, федеральных служб и агентств.
Члены Комитета выполняют большой объём работы по мониторингу и надзору за соблюдением законодательства по профилю деятельности Комитета. Члены Комитета:
а) участвуют в работе:
- Координационного Совета при Председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей;
- Экспертного Совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации;
- Межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации;
- Государственной пограничной комиссии Российской Федерации;
- Правительственной комиссии по военно-техническим вопросам;
- Комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом, созданной в рамках Межпарламентской ассоциации СНГ;
б) выезжают для осуществления контрольно-надзорных функций в военные округа и региональные структуры силовых министерств, федеральных служб и агентств[37].
Аналогичную работу ведёт Комитет Государственной Думы по безопасности[38].
В соответствии с Федеральным законом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ заслушивает ежегодные отчёты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ[39].
Таким образом, законодательная власть в Российской Федерации, осуществляя установленные Конституцией РФ и федеральными законами полномочия, решает следующие задачи:
- формирование законодательной основы национальной безопасности;
- выработка принципов кадрового обеспечения системы национальной безопасности РФ;
- парламентский контроль исполнения законодательства о национальной безопасности Российской Федерации.