Ответственность и санкции.

 

Право становится эффективным, когда его нормы содержат не только гипотезу и диспозицию, но и санкции – меры принудительного воздействия, предусматривающие неблагоприятные (негативные) последствия для субъекта, нарушающего общепринятые нормы поведения.

Теория национальной безопасности различает международно-правовую ответственность субъектов права[14] и ответственность в соответствии с национальным законодательством и соответствующие санкции по этим видам ответственности.

Международно-правовые санкции – это воздействие на страну - нарушителя международного права или её представителей, принуждающее данную страну (её руководство) соблюдать международный закон.

Международные санкции предусмотрены Уставом ООН. Согласно Уставу, уполномоченным органом, устанавливающим существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии является Совет Безопасности ООН.

Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений[15].

Если Совет Безопасности сочтёт, что меры, предусмотренные в статье 41 Устава ООН, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации[16].

Реализуя своё право, Совет Безопасности ООН вводил санкции в отношении Анголы, Афганистана, Гаити, Демократической Республики Конго, Ирака, Ирана, КНДР, Ливана, Ливии, Руанды, Сомали, Судана, Эфиопии, бывшей Югославии (включая Косово), ЮАР, Южной Родезии и других стран. В 2011 году применены санкции против Ливии, которые привели не только к падению режима М. Каддафи, но и физическому уничтожению главы государства.

Государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписали и ратифицировали Соглашение о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР) (г. Минск, 23 июня 2006 г.).

КСБР ЦАР предназначены для участия в отражении военной агрессии, участия в совместных общевойсковых, контртеррористических и специальных операциях, в том числе для своевременного реагирования государствами ЦАР на вызовы, угрозы национальной и региональной безопасности.

 

 

Вопрос 2. Президент Российской Федерации