Правовая основа национальной безопасности.

 

Внутреннее право решает проблемы государственной безопасности, защиты прав человека и гражданина внутри страны.

Правовую основу национальной безопасности Российской Федерации составляют:

- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

- Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации;

- издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

- уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьёй 15 (ч. 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

Следуя этому принципу, Россия ратифицировала ряд важнейших международных конвенций и иных актов в области безопасности, в том числе в области прав человека[9], в области борьбы с преступностью, в том числе организованной[10], в области ограничения вооружений[11] и др.

Помимо этого Россией подписан и ратифицирован ряд актов о сотрудничестве в области безопасности с этими же и иными государствами на двусторонней основе. В числе этих государств - Азербайджанская Республика, Итальянская Республика, Республика Кыргызстан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Французская Республика и др.

Федеральные конституционные законы определяют особенности функционирования органов государственного и муниципального управления Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения[12].

Законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, уставами и иными нормативно-правовыми актами местного самоуправления могут устанавливаться особенности обеспечения безопасности на региональном и местном уровне. Общими требованиями к таким актам являются: 1) их соответствие Конституции РФ и федеральным законам, 2) недопустимость ущемления или ограничения прав и свобод личности – за исключением случаев, специально оговоренных федеральными законами (военное положение, чрезвычайное положение[13] и т.п.).