Правовая основа международной (коллективной) безопасности.

И национальной безопасности.

 

Национальная безопасность как комплексное явление политической, экономической, социальной, культурной жизни государств и международного сообщества в целом нуждается в правовом урегулировании как на государственном, так и на международном уровне.

В России такое понимание проблемы имеет более чем тысячелетнюю историю и восходит ко временам Закона Русского и Русской правды (IX – X в.в.)[1].

Понимание необходимости правового урегулирования проблем международной безопасности приходит к мировому сообществу после Первой мировой войны (создание Лиги Наций, 1919 г.), возобновляется в ходе Второй мировой войны (подписание странами антигитлеровской коалиции Декларации Объединённых Наций 1 января 1942 во время проведения Первой Вашингтонской конференции).

В дидактических целях представляется целесообразным разграничивать международное и внутреннее право по их назначению в решении проблем обеспечения безопасности.

Международное право решает проблемы межгосударственных отношений, защиты прав граждан за пределами территории государства проживания.

Правовую основу международной безопасности формируют общепризнанные принципы и нормы международного права, двусторонние и многосторонние договоры между государствами.

Принципы международной безопасности формулирует Устав Организации Объединённых Наций[2].

Согласно статье 1 Устава Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и её Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов;

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Реализуя цели Устава, ООН приняла ряд обязывающих деклараций, направленных на поддержание международного мира[3]. Резолюция ООН от 4.12.1990 № 45/107 утвердила Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития.

Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой – уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.

Наряду с ООН всё более значимым в XXI веке становится региональное международное сотрудничество, связанное с обеспечением региональной безопасности[4].

Стратегия национальной безопасности называет основной перечень международных органов регионального сотрудничества, в которых Россия принимает деятельное участие:

- Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ);

- «Группа восьми» («Большая восьмёрка», G8);

- «Группа двадцати»;

- РИК (Россия, Индия и Китай);

- БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай);

- Евразийское экономическое сообщество;

- Шанхайская организация сотрудничества;

- Европейский союз.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация (международный договор), созданная 8 декабря 1991 г. и призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. В состав СНГ входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Узбекистан, а также Туркмения (ассоциированный член). Штаб-квартира – г. Минск (Белоруссия).

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Состав: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Узбекистан. Договор о создании ОДКБ подписан 7 октября 2002 г., вступил в силу 18 сентября 2003 г. Местонахождение Объединённого штаба – г. Москва.

Цель ОДКБ, сформулированная в его Уставе[5] – создание благоприятных и стабильных условий для всестороннего развития государств – участников Договора и обеспечения их безопасности, суверенитета и территориальной целостности. Организационная структура ОДКБ представлена на схеме 1.

 

 


Схема 1.

Совет коллективной безопасности в составе глав государств – участников Договора рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей). Совет министров иностранных дел – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики;Совет министров обороны – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.Постоянно действующим рабочим органом ОДКБ является Секретариат Организации[6] (осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов Организации).

Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается Россией в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

С 02.12.2004 ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

«Группа восьми» («Большая восьмёрка», G8) – международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.

«Группа двадцати» («большая развивающаяся двадцатка», «большая индустриальная двадцатка, G20» – формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик: 19 крупнейших национальных экономик (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония) и Европейский союз (ЕС). Учреждена 15-16 декабря 1999 года в Берлине. Является неформальной организацией, объединяющей страны из разных регионов мира и с разным уровнем хозяйственного развития, а также ведущие международные финансовые организации на основе заинтересованности в коллективном решении важнейших мировых экономических и финансовых проблем.

РИК (Россия, Индия и Китай) – консультативный орган глав дипломатических ведомств трёх стран. Учреждён 16 ноября 2010 г. в китайском городе Ухань в целях координации шагов в рамках «двадцатки» и иных международных организаций. Формат работы – поочерёдное председательство и ежегодные рабочие встречи министров иностранных дел.

БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) – группа из быстроразвивающихся стран, объединившихся 16 июня 2009 г. с целью сотрудничества в области борьбы с мировым кризисом, энергетической и продовольственной безопасности, продвижения реформы международных финансовых институтов, создания более диверсифицированной международной валютной системы. Сотрудничество в сфере науки и образования должно поспособствовать фундаментальным исследованиям и развитию продвинутых технологий.

18 февраля 2011 года в состав группы вошла Южно-Африканская Республика.

Ожидается, что к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки). Предполагается, что за счёт роста экономик этих стран во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

На Западе создание БРИК воспринято как вызов мировой гегемонии Соединенных Штатов Америки.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация. Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества подписан 10 октября 2000 в Астане (Казахстан) президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Республики Молдавия и Украина (с 2002 г.) и Армения (с 2003 г.) имеют статус наблюдателя.

Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран, формирования общих внешних таможенных границ (таможенного союза) входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

Организационная структура ШОС представлена на схеме 2.

 

Схема 2.

 

Европейский союз (Евросою́з, ЕС) – экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Юридически закреплён Маастрихтским договором (1992 г.). Наиболее важными институтами ЕС являются:

- Европейская Комиссия – один из главных органов ЕС; претворяет в жизнь политику ЕС на основе решений Совета ЕС или путём непосредственной реализации принятых им установлений; члены Комиссии независимы от указаний своих правительств и контролируются Европейским парламентом;

- Совет Европейского союза – один из двух законодательных органов ЕС;

- Европейский совет – орган ЕС, состоящий из глав государств и глав правительств стран, входящих в ЕС, и председателя Европейской Комиссии;

- Суд Европейского союза – орган, рассматривающий претензии государств – членов ЕС друг к другу и принимающий по ним решения, имеющие окончательную силу;

- Европейский центральный банк – центральный банк Евросоюза и зоны евро;

- Европейский парламент – законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый каждые пять лет гражданами государств – членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС.

24 июня 1994 г. между Российской Федерацией и Евросоюзом подписано двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). Соглашение предусматривает развитие партнёрства в самых разных сферах экономической деятельности, создание предпосылок для формирования совместной зоны свободной торговли, а также сотрудничество с целью предотвращения противоправной деятельности, в частности, нелегальной иммиграции, противоправной деятельности в сфере экономики, включая проблемы коррупции, незаконных сделок с различными видами товаров, включая промышленные отходы, подделок, незаконного оборота наркотических и психотропных веществ[7].

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН (Association of SouthEast Asian Nations), межправительственной организацией стран Юго-Восточной Азии, в частности, по вопросам мира и безопасности, а также по борьбе с международным терроризмом.

Таким образом, правовую основу международной (коллективной) безопасности формируют декларации, соглашения, иные акты, принимаемые ООН и другими международными организациями, провозглашающие в качестве цели деятельность по поддержанию международной или региональной безопасности. В частности, Россией подписан и ратифицирован пакет актов о сотрудничестве в сфере коллективной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств[8].