Вопрос 1. Роль права в обеспечении международной

Введение.

 

Современная Россия – государство, глубоко интегрированное в мировое сообщество стран как на региональном, так и на глобальном уровне, в том числе по решению проблем международной безопасности.

Став правопреемником СССР, Российская Федерация сохранила за собой статус постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединённых Наций – высшего арбитра по проблемам международной безопасности.

СССР, а затем и Российская Федерация прошли сложный путь обеспечения своей безопасности. Сотрудничество государств в ходе Второй мировой войны быстро сменилось «холодной войной», в ходе которой 4 апреля 1949 года по инициативе США и их западных союзников была создана Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization, НАТО), которая сегодня объединяет большинство стран Европы, США и Канаду.

После отказа принять в состав НАТО СССР и другие восточноевропейские государства последние в мае 1955 года учредили Организацию Варшавского договора.

Самороспуск Организации Варшавского договора (1 июля 1991 г.) поставил задачу формирования новой региональной системы безопасности с учётом трансформации мира из биполярного в однополярный с доминированием США и их союзников, быстрого продвижения НАТО на восток, непосредственно к границам Российской Федерации.

Формирование системы региональной безопасности в 90-е годы прошлого века существенно осложнялось системным кризисом на постсоветском пространстве.

Наметившийся рост экономики создаёт благоприятные предпосылки для укрепления национальной безопасности как самой России, так и её союзников из ближнего зарубежья.

В правовом государстве цели и задачи национальной безопасности могут быть реализованы только на основе закона, права.

Цель настоящей лекции – исследование конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности России.

В рамках темы изучаются проблемы правового обеспечения международной (коллективной) безопасности, национальной безопасности Российской Федерации. Исследуется правовой статус Президента Российской Федерации в системе национальной безопасности Российской Федерации.

Установленный Конституцией РФ принцип разделения властей предопределяет специфические функции законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления в системе национальной безопасности Российской Федерации.