Контроль работы топливной системы
Несмотря на широкое внедрение автоматических систем управления работой топливных систем современных воздушных судов роль приборов, как основного источника объективной информации о состоянии режимов работы и исправности агрегатов топливной системы, постоянно возрастает.
Важными параметрами, характеризующими работоспособность топливной системы являются давление топлива по всей магистрали, количество топлива в баках и расход топлива.
Для измерения давления топлива применяются электромеханические манометры типа ЭДМУ и индуктивные датчики типа ДИМ
Для измерения расхода топлива служат расходомеры. Расходомеры по разнице заправленного и израсходованного топлива могут определять и его остаток, тем самым фактически дублируя показания топливомеров. В зависимости от используемого метода измерения расходомеры делят на два типа: объемного и динамического. На борту преимущественно используются расходомеры динамического типа, которые часто называют скоростными. Измерение скорости потока в них производится путем измерения скорости вращения крыльчатки (вертушки). Частота вращения должна быть прямо пропорциональна объемному расходу топлива. Недостатком таких расходомеров является ограниченный ресурс подшипников опор крыльчатки. Поэтому в качестве динамических иногда используются неподвижные крыльчатки или другие обтекаемые потоком элементы, передающие крутящий момент с последующим его определением. Величина крутящего момента пропорциональна скорости, а следовательно и объемному расходу топлива.
Контроль количества потребляемого авиадвигателями топлива за все время полета и за единицу времени осуществляется соответственно расходомерами суммарного (РТС) и мгновенного (РТМ) значений расхода.
При контроле работы силовых установок важно знать как суммарный, так и мгновенный расходы топлива. В настоящее время для этой цели служат комбинированные расходомеры РТМС, использующие основные детали и блоки скоростных расходомеров типа РТМ и РТС. Шкалы указателей РТМС градуируются в объемных единицах для определенной плотности топлива. Однако в практике эксплуатации воздушных судов допускается возможность работы авиадвигателей на различных топливах, плотность которых отлична друг от друга. Очевидно, что при применении топлива с плотностью, отличной от той, по которой тарируются расходомеры, показания последних будут иметь большую величину погрешности. Для уменьшения этих погрешностей для контроля топливных систем дополнительно используются датчики измерения плотности (Ту-154).