Аффилиация и социальное обучение

На основе потребности в социальной самоидентификации происходит важнейший для животных процесс — процесс обучения. В основе обучения лежит подражание, имитация реакций других членов своего сообщества. Новорожденный подражает сначала матери, а затем другим окружающим его людям. Первоначально ребенок подражает простым двигательным реакциям: на улыбку отвечает улыбкой; если взрослый поднимает брови, то ребенок тоже поднимает брови; если взрослый широко раскрывает рот— ребенок тоже и т. п. На следующих этапах развития ребенок имитирует уже психические реакции и стиль поведения (тревожность, гневливость, враждебность, друже­любие и т. п.) окружающих его людей. Если мать весела, дружелюбна, много играет с ребенком, то и он игрив и жизнерадостен; если женщина страдает послеродовой депрессией, то в поведенческом репертуаре ее ребенка уже с трехмесячного возраста преобладают проявления отрицательных аффектов. Таким образом, личность человека формируется уже к пяти годам. Принци­пиально важно то, что ребенок подражает не всем встречающимся людям, а только тем, кого он считает принадлежащими к своему сообществу.

Подражание, имитация — основная форма обучения, в том числе, и у человека.

Таким образом, утверждения «Я самодоста­точен», «Я сделал себя сам» («I am a self-made man»), «Всем хорошим во мне я обязан книгам» ложны, хотя бы потому, что человек, лишенный в детстве общества других людей («маугли»), не может развиться в нормальную личность.

С помощью условного рефлекса закрепляются навыки, приобретенные в процессе подражания.

Даже отшельник, у которого основной формой активности является молитва, не лишен воспоминаний о людях.

Распространенность высказываний, подобных приведенным, обу­словлена еще и тем, что большинство людей склонно преувеличивать оценку того, что они дают другим, и преуменьшать значение полученного от других. Далеко не все люди отдают себе отчет в том, сколько они полу­чили от других. Например, в отличие от многих, Марк Аврелий, который высоко оценивал и свои личностные качества, и свою деятельность как императора, первую из двенадцати книг своих размышлений «Наедине с собой» полностью посвятил перечислению людей (и богов), которым счи­тал себя обязанным.

Таким образом, на основе потребности к социальной самоиденти­фикации происходит формирование личности человека за счет подража­ния другим членам сообщества. Имитация поведенческих и психических реакций чаще всего происходит бессознательно. Особенно активно этот процесс идет в детстве, в тот период, когда формируется человеческая лич­ность человека.