Биологический смысл агрессии

Неправильно полагать агрессию деструктивной формой поведения, лишенной у человека биологического смысла.

Если существует некий биологический признак, например форма поведения, то существуют опре­деленные преимущества, которые этот признак дает его носителям.

Агрессия существует примерно столько же, сколько существует жизнь на Земле. Если бы ее единственным смыслом было уничтожение конкурентов, то носители этого поведенческого признака давно бы вымерли, поскольку самый агрессивный быстро остался бы единственным представителем популяции.

С помощью агрессии поддерживается стабильная социальная структу­ра. Определенный социальный статус, конкретное положение в иерархии, установленное с помощью агрессивного поведения, определяет формы социального поведения. Члены одной популяции не тратят энергию при каждой встрече на выяснение соотношения их социальных рангов, а ведут себя в соответствии с имеющимися.

Агрессивное поведение увеличивает доступ к витальным ресурсам. Одним из таких ресурсов являются самки. Агрессивное поведение как по­казатель социально ранга исключительно важно для полового отбора . Благодаря этому эволюционному механизму потомство оставляют главным образом те особи, которые наиболее при­влекательны для женских особей. Появившееся потомство нуждается в за­щите, в том числе и от представителей своего вида. Такая защита была бы невозможна без родительской агрессии.

Основные функции агрессии: поддержание стабильности социальной струк­туры сообщества, обеспечение ресурсами, половой отбор, защита потомс­тва, расселение популяции, обеспечение индивидуального пространства, социальная самоидентификация.

Агрессивное поведение, точнее, агрессивный потенциал служит залогом наличия индивидуального пространства для каждой особи. Индивидуальное пространство необходимо не только как гарантия определенных витальных ресурсов. У человека это одно из непременных требований к психическому комфорту.

Наконец, агрессивное поведение является основой для формирования аффилиативного поведения. Без враждебности к чужим не было бы привязанности к своим.