Фотографирование

Записи наблюдений. Слежение. Фотографирование.

 

Нет нужды доказывать громадное значение фотографирования для полевой работы. Фотоаппарат прочно вошел в основной арсенал исследователя.

Умело сделанный и надлежащим образом этикетированный снимок является не простой иллюстрацией, а таким же научным документом, как запись в дневнике, карта, коллекционный экземпляр. В некоторых случаях, например, фотография местообитания какого-нибудь животного, может заменить длинное описание и дать при этом значительно более ясное представление того, о чем идет речь. Поэтому к фотографии с научными целями нужно подходить с тем же чувством ответственности, как и ко всей остальной научной работе.

Перед исследователем, прежде всего, встает вопрос о наиболее существенных объектах съемки и требованиях к качеству снимка. Интересных тем для фотографа-натуралиста в природе бесконечно много. В общем, их можно объединить в три группы: живые животные, различные следы их пребывания и деятельности, места обитания животных.

Нередко придают наибольшее значение фотографированию всяких экстраординарных объектов, не обращая должного внимания на обычные, так сказать, заурядные, но зато более характерные и на самом деле интересные темы. Нельзя признать правильным и такой подход, когда фотограф увлекается снимками изолированно взятых животных, их гнезд и пр., где совершенно не видно природное окружение. Исследователь должен применять экологический подход и к фотографии, рассматривая ее как один из своих рабочих приемов.

Наименее технически сложными, а вместе с тем очень ценными являются фотографии биотопов, местообитаний отдельных видов, места гнездования и норения, наиболее типичных деревьев, кустарников и пр. Нужно стремиться в процессе полевой работы получить не только исчерпывающие характеристики всех основных биотопов, но и их изображение в разные сезоны.

Далее, по степени сложности, следует фотографирование следов пребывания и деятельности животных: отпечатки лап на песке и иле, тропы, лежки, логова, норы, гнезда, дупла, порой, остатки пищи, кормовые столики, кормовые площадки, кузницы, погрызы, поеди и пр. Это все объекты неподвижные, допускающие применение больших экспозиций, но часто расположенные в труднодоступных местах, хорошо замаскированные, сильно затененные. Поэтому от фотографа требуется большое умение и изобретательность, чтобы получить удовлетворительные результаты.

При фотографировании следов, гнезд и т. п. объектов, когда фотоаппарату приходится придавать самое различное положение, иногда направляя объектив прямо вниз, очень полезной может оказаться шариковая штативная головка.

Биологические снимки желательно снабжать какими-либо масштабами для удобства оценки размеров: положить около следа линеечку, повесить мягкий сантиметр, поместить рядом спичечный коробок, бинокль, ружье, смотря по тому, что есть под руками и в зависимости от характера снимка. Без масштаба фотография проигрывает в наглядности.

С наибольшими трудностями сопряжена съемка живых животных в природе. Здесь требуется прекрасное знание повадок животных, умение их подкарауливать и скрадывать, безошибочное пользование фотоаппаратом. Кроме того, надо обладать настойчивостью в достижении цели, терпением и изобретательностью в изыскании способов.

Не считая случайных встреч с животными, которые тоже могут дать интересные снимки, если успеть во время пустить вход аппарат, существует ряд специальных приемов охоты с фотокамерой, детально описываемых в руководствах по фотографии природы. Не вдаваясь в их лишние подробности, отметим главнейшие из этих приемов и опишем некоторые наиболее простые и общедоступные технические приспособления.

При охоте с фотоаппаратом можно применять некоторые обычные охотничьи приемы, в частности скрадывание, съемку с подхода, подманивание на голос, засады.

Интересные результаты могут дать засады около гнезд и нор, на местах кормежки и водопоя, около специально положенных приманок, привад и кормовых столиков. В зависимости от осторожности животного и условий местности приходится маскироваться по-разному, а иногда обходиться и без всякого камуфляжа. Некоторые мелкие птицы и зверьки позволяют снимать себя из-за прикрытия кустов, другие — только из шалашей, закрытых сверху ровиков и т. д. Устраивая засаду надо тщательно осмотреться и так установить аппарат, чтобы поле зрения объектива не закрывалось посторонними предметами — ветками, травой, листьями. Подчас лучше потратить труд на шалаш, но в конце концов получить надежные результаты, чем воспользоваться кустами и досадовать на случайные непредвиденные помехи. Крупные осторожные птицы и звери требуют к себе специального подхода и прежде всего не только тщательной маскировки около гнезда, но и безупречной скрытности при приближении к нему.

Возможен и такой вариант засады: аппарат выставляется открыто, а фотограф прячется в некотором удалении, спуская затвор на расстоянии с помощью пульта. Чтобы животное привыкло к виду камеры, на некоторое время перед съемкой, на избранном месте ставится фальшивая камера, а затем, в отсутствие животного, заменяется настоящей и тогда производится съемка приспособленной для съемки в природе, в том числе на дальнем расстоянии, но об этом речь будет дальше.

Фотографированию живых животных нужно учиться специально и исподволь, начиная с наименее подвижных и осторожных видов или находящихся в спокойном состоянии и постепенно переходя к подвижным и осторожным птицам и млекопитающим. В этой тренировке не следует пренебрегать снимками домашних животных.

В частности, нужно научиться схватывать наиболее удачные позы и совершенно свободно и точно снимать с рук без штатива и наводки на фокус по матовому стеклу. При встрече где-нибудь в лесу с диким животным успех съемки будет решаться сноровкой фотографа, умением его дорожить каждой секундой.

Кратко остановимся теперь на техническом оснащении фотографа-исследователя. В настоящее время в продаже имеются самые разнообразные и по качеству и по стоимости фотоаппараты иностранных марок. Поэтому вопрос о приобретении нужной камеры в значительной мере определяется материальными ресурсами делающего покупку. Конечно, желательно располагать по возможности совершенным аппаратом, однако нужно сказать, что качество камеры само по себе еще не дает гарантии хороших снимков. Дело в умении ею пользоваться. В руках мастера своего дела и самый простой фотоаппарат дает прекрасные результаты.

Большая часть снимков производится со штатива. Более надежным в смысле устойчивости и прочности является деревянный трехколенный, желательно с медными, а не железными барашками, соединительным винтом и другими металлическими деталями – черной и как можно более плотной.