Генезис

После распада Советского Союза в его бывших республиках, в том числе и Беларуси, многие ученые стали уделять определенное внимание гражданскому обществу и правовому государству как двум компонентам в структуре современного цивилизационного общества, хотя их теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В этом плане заслуживают упоминания такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Г. Лейбниц, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс и др.

Согласно Гоббсу, гражданское общество - составная часть государства, того Левиафана, без которого оно погрузится во мрак, дикость, варварство, невежество, бесконечные войны.

В отличие от Гоббса, Локк отдает предпочтение не государству, а гражданскому обществу, основу которого составляет частная собственность, Она является экономической гарантией свободы и пол-ой самостоятельности индивида. Отношения м\д гос-ом и гражданским обществом строились на договорной основе. Гос-во охраняет неотчуждаемые права граждан, а гражд-ое общество сдерживает стремление власти к господству ( концепц. о разделении вл.). Но Локк не забывает напоминать всем субъектам гражданского общества об их неукоснительном подчинении закону, который превыше всего.

Монтескьё обосновывает верховенство права. Он выдвигает понятие свободы, рассматривая её как право поступать, делать все, что дозволено законом.

Главная заслуга в обосновании концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством, принадлежит Георгу Гегелю. Гегель решительно выделил гражданское общество из структуры государства, показав, что оно находится не внутри государства, а вне его, хотя между ними сохраняется тесная связь, ибо оба эти компонента составляют единое целое, то есть общество.

На основе систематизации всего наследия французской, англосаксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что гражданское общество является логической стадией развития общественных отношений, которые представляют собой переход от семьи к государству.