Реформаторская деятельность Шан Яна вызвала возмущение аристократов. Через несколько месяцев после смерти царя Сяо-гуна (338 г.) Шан Ян был казнен.

Большое значение имела административная реформа Шан Яна. Циньское царство было разделено на несколько десятков округов, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие единицы, вплоть до групп из десяти и даже пяти семей, связанных круговой порукой. Царь Сяо-гун назначил Шан Яна главнокомандующим циньской армией. Это позволило последнему провести военную реформу. Он отменил колесницы - основу военной мощи знати, заменив их конницей. Было значительно улучшено снаряжение воинов и введено железное оружие. Новый воинский устав предусматривал строжайшую дисциплину. С учетом имущественного ценза и боевых заслуг Шан Ян ввел двадцать степеней рангов знатности. Так, за уничтожение и захват в плен врага воина повышали в ранге, что давало ему право на получение земли и рабов. При Шан Яне только военно-служилые люди считались полноправными гражданами; их порабощение запрещалось законом. Таким образом, потомственная знать лишилась всех своих привилегий и была отстранена от участия в управлении Циньским государством.

Реформы Шан Яна коснулись и налогообложения. Прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения.

Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), государственный деятель и реформатор Древнего Китая эпохи династии Цинь. Происходил из знатного, но обедневшего рода, в молодости получил разностороннее образование. В 361 г. Шан Ян поступил на службу к царю Сяо-гуну и вскоре стал его главным советником. В период с 359 по 348 г. Шан Ян провел ряд реформ, направленных на укрепление циньского государства. Его земельная реформа предусматривала введение неограниченной частной собственности на землю и разрешала свободную продажу и куплю земли. Шан Ян поощрял крупное землевладение, видя в нем основу экономики Циньского царства. Он разрешал любому желающему на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли.

Китай

Индия

Брахманизм— в законах Ману (XI в. до н. э.) обосновывалось происхождение власти от бога и закреплялось деление общества на законных правителей и низшие сословия. Властитель должен опираться на казну и войско и может пренебрегать правом и моралью.

Буддизм— в VIIв. Сиддхартха отверг мысль о бо­ге как о верховной личности и правителе мира, перво­источнике законов и выступил с проповедью гуманизма.

Конфуцианство(Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Основные категории: 1) благородный муж (только иде­альная по моральным качествам личность может управ­лять государством); 2) человеколюбие (нравственные ценности семьи, "не делай другим того, чего не желаешь себе"); 3) правила ритуала (этико-правовые нормы по­ведения, обеспечивающие стабильность внутри общества и «правильное» управление им, "этическое администри­рование"). Для сторонников Конфуция семья — модель государства: подданные — дети, император ("сын не­ба") — отец, который обязан заботиться о благе поддан­ных. Сила государства не в строгости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти. Проповедь социального мира, справедливого распреде­ления богатства при господстве аристократии.

Даосизм (Лао-дзы, VI-Vвв. до н. а.):

· отказ от идеи божественного происхождения вла­сти;

· государственное управление на основе единых и определенных законов;

· "назад к природе", "деревня-государство" в ка­честве идеала (минимум социальной организации);

· резкая критика всякого насилия, войн и притес­нения народа.

Моизм (Мо-дзы,479-400 гг. до н. э.):

· идея принадлежности верховной власти народу;

· учет интересов народа в процессе управления;

· стремление государства к социальной гармонии путем контроля за минимальным уравнительным потреб­лением низов;

· умелое сочетание в управлении государством на­казаний с мудрым наставлением.

Легизм (Шан Ян,400-338 гг. до н. э.):

· крайний деспотизм (абсолютная власть импера­тора, тотальный контроль за личностью, бюрократиче­ская регламентация хозяйственной сферы, унификация мыслей и поступков всех подданных);

· управление государством на основе жесткой сис­темы административных предписаний под страхом суро­вого наказания.