Розничная торговая сеть

Малое предпринимательство

Субъекты малого предпринимательства по-прежнему занимают устойчивые позиции на потребительском рынке Свердловской области. Малые предприятия (включая микропредприятия) и индивидуальные предприниматели, торгующие вне рынка в 2011 г. формировали 65,9% оборота розничной торговли.

Оборот розничной торговли всех субъектов малого предпринимательства Свердловской области по итогам 2011 года составил 517,1 млрд. рублей, и увеличился в действующих ценах по сравнению с 2010 годом на 19,3 %.

Структура оборота субъектов малого предпринимательства

в 2010-2011 гг.

  Ед. измерен. 12 месяцев темп роста, в %  
2010 года 2011 года      
Оборот субъектов малого предпринимательства - всего млн. руб. 433,5 517,1 119,3
Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) млн. руб. 141,5 159,3 112,6
Уд. вес в общем обороте розничной торговли % 21,9 20,3 -
Оборот индивидуальных предпринимателей млн. руб. 292,0 357,8 122,5
Уд. вес в общем обороте розничной торговли % 45,2 45,6 -

Розничная торговая сеть Свердловской области насчитывает 24842 объекта торговли (прирост сети в 2011 году составил 13%). Из общего количества объектов 18127 единиц составляют магазины (73%), 6546 - павильоны и киоски (26,4%), 169 - торговые центры (0,6%).

Из 18127 магазинов, расположенных в Свердловской области:

- 6046 – продовольственные (34% к общему числу магазинов);

-9846 – непродовольственные (54%);

-2235 – смешанные (12%).

Прирост торговых площадей в области составил 1,8 млн. квадратных метров или 106%.

По состоянию на 1 января 2012 года обеспеченность торговыми площадями в области с учетом г. Екатеринбурга составляет 712 кв. м. на 1000 жителей против 650 кв. метров на начало 2011 года.

Обеспеченность торговыми площадями в Екатеринбурге составляет 1059 квадратных метра на 1000 жителей, в то время как в Москве – 750 кв. метров, в Санкт-Петербурге и Казани – 600.

Наиболее приближенный к. г. Екатеринбургу показатель обеспеченности торговыми площадями в Нижнетуринском ГО – 978 кв. метров на 1000 жителей, г. Ирбите – 919 кв. метров, в Камышловском ГО – 827 кв. метров.

Основные тенденции развития торговой отрасли, характерные для многих регионов России, проявляются и на территории Свердловской области. Наиболее яркой тенденцией последних лет является интенсивное строительство крупных торговых и торгово-развлекательных центров. По состоянию на 01.01.2012 г. в области функционирует уже 169 торговых центров площадью 888,5 тысяч кв. метров. В течение 2011 года в области введено 6 торговых центров, прирост площадей составил 35358 кв. метров.

В январе-декабре 2011 г. розничные торговые сети формировали в среднем 40,0% оборота розничной торговли торгующих организаций ( в январе-декабре 2010 г.- 34,0%) или 16,3% общего объёма оборота розничной торговли (13,6%).

В обороте розничной торговли торговых сетей удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия составил 47,7%, непродовольственных товаров - 40,9% (41,3%).

В 2011 году в Свердловской области продолжается процесс инновационного развития предприятий розничной торговли.

Доля магазинов, применяющих современные формы торгового обслуживания, достигла 34%, против 30 процентов в 2010 году.