Образы человека в истории философии.

 

Человек существо сложное, несущее в себе 2 взаимоисключающих момента. С одной стороны он субъект, личность, обладающая свободой и способная воспринимать мир как предмет, как нечто лежащее перед ним и не являющееся тем же чем он сам. С другой стороны он объект, часть мира, в которой есть нечто общее, как другим людям, так и явлениям неодушевленной природы.

К человеку в равной степени можно применить два вопроса «Кто ты такой?» и «Что такое человек?». Вместе их можно выразить в условной формуле «Кто такое человек?»

В истории философии этот вопрос имел разную постановку и разные решения.

В античной философии человек понимался как микрокосм, малый космос – мини-копия вселенной, одновременно являющаяся её составной частью. И это, собственно, первый образ человека в истории философии.

С точки зрения древнегреческой традиции человек не представлял собой какой-то особой реальности и, соответственно, не нуждался в каких-то особых способах своего познания.

Появление человека в поле зрения философии происходит в эпоху средневековья, а вернее поздней античности и связано это появление с земной деятельностью Иисуса Христа и Его последователей.

С точки зрения христианского учения, получившего распространение в Поздней Античности и Средневековье, «человек есть Образ и подобие Бога». Он обладает бессмертной душой, разумом и творческим потенциалом, что принципиально отличает его от других сотворённых Богом существ (т.е. человек не замкнутый микрокосм, он метафизичен, сверхприроден). В то же время человек является существом телесным, соединённым с животным миром, и в силу этого существующим во времени, т.е. страдательным, стареющим и смертным.

В философии эпохи Нового времени сложился уже не теоцентрический, а антропоцентрический образ человека.

Переходным типом можно было бы здесь назвать представление о человеке эпохи Возрождения – как о существе богосотворённом и богоподобном, и не имеющем признака греховности.

Человек рассматривается здесь как высшее проявление природы, которое, однако, принципиально отличается от других её форм разумом и способностью к деятельности. Человек, будучи порождением природы, мыслится, тем не менее, как особенное существо, само созидающее среду своего обитания.

В философии ХХ века образ человека существенно изменился. Человек стал мыслиться как неестественное существо, утратившее свою естественность благодаря опять же своему разуму. В этой перспективе существование человека представлялось бессмыслицей, его называли инфантильной обезьяной с нарушенной секрецией. Ницшеанский Заратустра учил, что человек есть то, что следует преодолеть и т.д.

И, наконец, последняя концепция человека, также возникшая в ХХ веке исходила из того, что природа человека это его свобода. Что быть человеком это значит быть свободным и, как следствие, созидать своё собственное бытие, а не изначально являться чем-то определённым. Философское направление, в рамках которого культивировалось данное представление о человеке получило название экзистенциализм. От философского термина экзистенция – существование. Наиболее известные представители – Ж.П. Сартр, А. Камю –атеисты,и М. Хайдеггер и К. Ясперс –религиозные мыслители.

Таким образом, в истории философии человек мыслится и как явление природы, полностью подчинённое её законам, и как явление свободы, которое отрицает и пренебрегает любыми формами природной зависимости.

 

Философские проблемы антропосоциогенеза: основные концепции происхождения человека.

 

Их две.

 

1. Концепция творения. Поскольку проблема человека как метафизического (сверхприродного, личностного, разумного) существа появилась в поле зрения философии, начиная с эпохи Средневековья (до этого происхождение человека это то же самое, что и происхождение природы) то и первая концепция происхождения человека появляется тогда же.

Это концепция очевидно религиозная. Согласно этой концепции человек есть творение Бога. Причём не опосредованное - через «творческие силы земли», через эволюционный механизм вложенный Богом в природу, а непосредственное – Бог берёт часть природы и непосредственно творит из неё человека.

В этом пункте сходятся учения всех трёх монотеистических религий. Есть и существенное различие – между христианством и иудаизмом с одной стороны и исламом – с другой. Различие в следующем. В книге Бытия, на которую опираются христиане и иудеи сказано «И сотворил Бог человека по образу и подобию своему, по образу Божию» (Бытие 1: 27). Это означает, что человек не просто творение – он икона Бога – его образ. Мусульмане этот тезис не разделяют.

 

2. Естественнонаучная концепция происхождения человека.

Возникает в 19 веке. В её основе лежат две теории – эволюционная и трудовая.

Основы первой из них изложены в сочинении английского исследователя Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

Человек есть существо, возникшее благодаря действию фундаментальных законов живой природы. Соответственно, его происхождение и существование аналогично происхождению и существованию любого другого биологического вида.

Главной движущей силой антропогенеза является естественный отбор - закон природы, определяющийся стремлением живых существ максимально адаптироваться к среде обитания и выражающийся в конкуренции между ними. Адаптация к среде обеспечивается двумя механизмами – изменчивостью (мутагенностью) – способностью приобретать полезные для выживания признаки и наследственностью – т. е. способностью передавать эти признаки по наследству.

Согласно Дарвину под действием этих факторов у одного видов обезьян появилась способность к мышлению, т.е. разум, которая затем легла в основу другой способности - способности к действию. Причём действие это может быть направлено как к преобразованию внешней среды, так и на изменение внутреннего мира разумного существа. В терминах Ф. Энгельса речь идёт о труде. А дальше, развивая эту способность, обезьяна сумела измениться и стать человеком.

Изменения эти по мысли Энгельса коснулись, прежде всего, кисти руки, которая вследствие смены положения большого пальца, приобрела большую, чем у обезьяны ловкость. Возрастающая сложность операций повлекла за собой увеличение и усложнение головного мозга «прачеловека». В процессе трудовой деятельности было достигнуто более тесное сплочение людей, т.к. одиночка в условиях враждебной среды, как правило, не выживал и очевидно не производил потомства. Совместная деятельность стимулировала потребность в общении. В результате возникла членораздельная речь.

Таким образом, естественный отбор вынуждает «разумных» обезьян применять свою разумность и трудиться. В результате их способность к мышлению, проявляющаяся, прежде всего, через внешнюю трудовую деятельность, получает всё более совершенные формы реализации. Затем обезьянья мысль начинает проявлять себя не только в «деле» - в разумном изменении среды обитания, но и в «слове» - в членораздельной речи. И как только это произошло, мысль перестала быть мыслью обезьяньей и стала мыслью человеческой.

Эволюционная и трудовая теории дополняют друг друга - естественный отбор, изменчивость, наследственность рождают в обезьяне разум и способность к труду, а реализация обезьяной этой способности, превращает её в человека.

 

Таким образом, на вопрос о том, как возник человек, философия дает два ответа.

1) – с небес, через сотворение Сверхъестественным Творцом.

2) – с земли, в результате естественной земной эволюции.

 

Первый ответ исходит из метафизичности, сверхприродности человека.

Второй ответ предполагает совершенно земной образ человека и ставит его на одну доску с животным.