ТЕМА 9. Ислам. История и современность

 

Ислам (букв. араб. – покорность; расширит. – мир) — самая молодая из мировых религий, начало к-рой отсчитывается от года хиджры — начала мусульманского летоисчисления (622 г.), в котором пророк Мухаммад переселился из Мекки в Медину.

Мухаммад (570–632) был из племени курайшитов — хранителей Каабы (букв. куб) в Мекке (Западная Аравия) — одного из храмов племенного политеизма арабов. Основная святыня Каабы — вделанный в стену черный камень, очевидно метеоритного происхождения, являлся объектом почитания и паломничества всех аравийских племен. Мухаммад до сорока лет он жил обычной жизнью благочестивого трудолюбивого мужчины (ср. с Авраамом из библейского рассказа). Даже позднее Предание (Сунна), рассказывающее о чудесах, происходивших с Мухаммадом до Откровения, не сообщает, чтобы они влияли на уклад его быта. В двадцать пять он принял брачное предложение состоятельной вдовы Хадиджы, обретя преданного соратника и друга, и зажил жизнью мужа и отца. В 610 г. в пещере горы Хира вблизи Мекки в одну из ночей он увидел на горизонте зарево и услышал слова, которые стали первым откровением Корана (араб. чтение). В эту ночь архангел Джебраил сообщил Мухаммаду о его пророческом статусе и начале служения единому Богу Аллаху (от евр. Эллохим). Первая же проповедь была обращена к родственникам, к-рые и образовали первую мусульманскую общину (умма), которая постепенно стала разрастаться.

И лишь после этого Мухаммад решился выступить публично с обличениями многобожия и религиозных обычаев соплеменников в Мекке. Центральным местом в его словах стало свидетельство об Аллахе и своем пророческом статусе. Исповедание веры в единого Бога прозвучало категорично и вылилось в четкую и крайне простую форму. Шахада (араб. свидетельство) состоит лишь из одной фразы: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его пророк». Для того чтобы стать мусульманином, достаточно произнести шахад и совершить обряд обрезания (мужчине, достигшему половой зрелости).

Первая проповедь новых убеждений едва не окончилась для Мухаммада трагично. Ему удается привлечь к своим словам внимание паломников из других земель и в том числе жителей города Ясриба (ныне Медина, где и нах-ся могила пророка), которые приглашают в 622 г. пророка и его последователей поселиться у них. К 630 г. Мухаммаду удалось силой покорить Мекку, и в мусульмане овладевают сокровищем Каабы. Храм освобождается от изображений множества богов и становится главным местом для поклонения Единому Богу.

После смерти Мухаммада складывается традиция передачи власти его ближайшему окружению, основанная как на персональном авторитете отдельных последователей, так и на авторитете родства. Личная жизнь пророка после смерти Хадиджы повторяла традицию заключения династических браков; это привело к тому, что со временем среди мусульман появилась своеобразная родовая аристократия потомков и родственников Мухаммада.

Мусульмане избежали споров о статусе и происхождении основателя новой религии (он последний пророк истинного единого Бога), и потому процесс, начатый при жизни пророка, беспрепятственно продолжался и после его смерти. Ислам практически сразу объединил две сферы жизни — религиозную и государственную: имам одновременно и учитель, и наследник власти (в том числе и светской) пророка. Об историческом успехе мусульманской экспансии сегодня хорошо известно. Необходимо лишь отметить, что позднейшее разделение ислама по направлениям (напр., суннизм и шиизм) не являлось прямым идеологическим расколом (как в христианстве или буддизме), но оказывалось решением вопроса наследования власти и ее признания верующими.

Важной вехой в истории Ислама стало появление Корана — Священной Книги поучений пророка, которые до этого передавались устно. Она считается воплощением божественной реальности в человеческом окружении. Текст Корана составляют 114 сур, т.е. отдельных не связанных сюжетно притч, к-рые разбиты на стихи (аяты) общ. числом 6600. Книга написана практически сразу (в масштабе мировой истории — мгновенно: между 650 и 656 гг.) и очень изящным поэтическим языком, к-рый не поддается буквальному переводу с полным сохранением красоты и смысла стихов. Признание Корана божественным атрибутом привело к утверждению, что арабский язык, на котором написана Священная Книга, божественен и что адекватный перевод Корана невозможен (поэтому издатели Корана на других языках говорят не о переводе, а о переложении Книги). Поэтому вокруг текста в дальнейшем возникают школы и направления по толкованию (одно из значений слова Сунна — традиция толкования Корана). В тексте совмещены сведения об устройстве небесного мира и последних днях земли с повествованием о призвании Мухаммада, рассказы о жизни праведных людей и пророков древности и нравственные поучения. Содержательно многие сюжеты и персонажи коранических текстов являются рецепциями из библейских писаний с небольшими изменениями и «уточнениями» существа и смысла событий относительно предшествующей священной истории.

Ислам строго регламентирует поведение и жизнь мусульманина, к-рая обязана покоиться на «пяти столпах»: исповедании веры (шахада), ежедневной пятикратной молитве (салят – араб., намаз – перс.), соблюдении поста в месяце рамадан (саум), налоге на имущество и передаче части дохода в пользу общины (закят) и паломничестве (хадж), к-рый обязан совершить раз в жизни состоятельный человек.

Право в исламе регламентируется законами Шариата (араб. прямой, правильный путь), представляющий собой свод Божественных повелений и запретов. Последний Закон — Шариат Пророка Мухаммада — отменил все предыдущие (еврейский Закон Моисея (араб. Муса)) и остался единственно истинным до дня Страшного Суда. Все практические предписания Шариата можно разделить на три категории: (1) религиозное служение включающее молитву, пост, паломничество и т. д.; (2) отношения между людьми (экономические, социальные и культурные правила, учитывающие способы управления, этику, гигиену, устои семьи и брака, право в целом); (3) установления о наказаниях за правонарушения. Наряду с законами Шариата может существовать Адат (араб. обычай, привычка) — у тюркских и ряда других народов право, основанное на обычаях, возникших и существовавших в доисламский период, не противоречащих Корану и Сунне.

Ислам, в отличие от прочих религий, оказывается единым, однако этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезают, и фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Так, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты (гл. обр. население Ирана) вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских направлений.

Сунниты (от араб. люди сунны) считают законными преемниками Мухаммада первых четырех халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также, наряду с Кораном, признают многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммаде (сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Шииты (от араб. приверженцы, партия) считают, что власть в общине после смерти пророка Мухаммада должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммада, и Али, его двоюродного брата), так как право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением.

В средневековом исламе оформился ряд мистико-аскетических течений под общим названием суфизма. Главным оказывается идея личного Пути к Аллаху, тогда как нормы поклонения объявляется несущественными или вторичными. Суфизм на практике подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в большинстве стран отношение к нему негативное. Представители ортодоксального ислама считают суфизм искажением ислама под влиянием христианских и индуистских традиций, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу (почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция мистического растворения суфия в Боге).

В современном сознании слово джихад носит отрицательный оттенок, однако исходное значение понятия и его толкования весьма многосторонни. Это в самом широком смысле аскетический путь постижения воли Аллаха и борьба с пороками, и прежде всего в себе самом, а потом и в окружающей среде. Понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и получило название «священной войны». Однако в самом исламе, как правило, такой подход не считается верным: лучше говорить о защите веры.

Поскольку в современном мире остро стоит проблема связи политического экстремизма, терроризма с религиозными основами, то в массовом сознании исламский фактор, в том числе в Европе, связывается с негативным значением джихада, как активной фазе противостояния культурного и военного давления на ислам.