Величина среднесуточной предельно допустимой концентрации строже, жестче, чем максимально-разовая ПДК, и составляет примерно 10% от величины последней.

Мероприятия по санитарно-защитной полосе водоводов

1. В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.

2. Не допускается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

В тоже время, величина максимально-разовой ПДК, как правило, не превышает ПДК рабочей зоны, менее строгая величина которой обуславливается ограниченным временем пребывания человека на работе, т.е., ограниченным временем влияния, а также отсутствием на работе особо чувствительных к негативному воздействию групп населения (дети, люди пожилого возраста).

 

Для иллюстрации классов опасности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух, вернемся к понятию приведенная масса загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, которая учитывает класс опасности вещества следующим образом: посредством коэффициента опасности, вычисляемого как отношении 1 (единицы) к предельно допустимой концентрации данного вещества в атмосферном воздухе (для населенных мест в расчет принимается среднесуточная ПДК):

Например, предприятие выбрасывает 1 тонну меди, и 1000 тонн углерод оксида, в зависимости от значений ПДК по данным веществам получаются следующие приведенные массы выброса этих загрязняющих веществ:

- для меди – М = (1 х 1) / 0,001 = 1000 тонн,

- для оксида углерода – М = (1000 х 1) / 3 = 333 т.

Таким образом, 1 тонна меди, выброшенная в атмосферный воздух, может оказаться в 3 раза опаснее, чем 1000 тонн оксида углерода.

 

Таким образом, граница санитарно-защитной зоны (согласно СанПиН) определяется как граница территории, за которой отсутствует превышение предельно допустимых нормативов (концентраций и уровней) на среду обитания и здоровье человека, при нормальном функционировании источника негативного воздействия, т.е., территория, на которой допустимо размещение жилой застройки и иных объектов жилой зоны, с нормируемым качеством среды обитания (детские сады, школы, садоводческие товарищества, объекты, связанные с массовым производством и распространением продуктов питания, производством и распределением воды питьевого качества и т.п.). Режимы использования территории санитарно-защитной зоны (регламенты зоны с особыми условиями использования территории) будут представлены далее.

При этом, в СанПин, под источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека принимаются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или 1 ПДУ (это внутренняя граница СЗЗ), а граница их санитарно-защитной зоны (внешняя граница СЗЗ) – где эти уровни не превышают 1 ПДК, 1 ПДУ, т.е. по мере удаления от источника негативного воздействия (в направлении внешней границы СЗЗ) уровни загрязнения могут изменяться (необходимо напомнить, что сам объект, от которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, в нее не входит).

Факторами, определяющими уровень загрязнения среды от источников негативного воздействия, являются:

1) количество поступающих загрязнителей,

2) объемы пространства, в котором они распространяются, рассеиваются,

3) характеристики ландшафта и климатические условия на территории, испытывающей загрязнение,

4) свойства загрязнителей (конкретный химический состав перерабатываемого сырья, используемого топлива, размеры и вес твердых и летучих примесей, способности к биодеградации (преобразованию под воздействием биотических факторов), характер шума (импульсный, постоянный) и т.д.),

5) характер осуществляемой деятельности, стиль и образ жизни,

6) механизмы удаления, предотвращения загрязнения (вытяжки, фильтры, либо окна, аэрационные фонари, заслоны, кожухи и т.п.),

7) время пребывания загрязнителей в атмосфере и/или продолжительность и периодичность работы источника негативного воздействия,

8) вид источника загрязнения.

Источники негативного воздействияна состояниевоздушного бассейнапо фактору химического загрязнения в общем видеклассифицируются следующим образом:

1) организованные источники, где каждый отдельный представляется как точка выброса (труба),

2) линейные источники, где источники воздействуют в виде линии (автодорога, конвейерная линия),

3) неорганизованные источники, где источники воздействуют в виде плоскости (поверхность отвала, стоянка автотранспорта, стройплощадка (рытье котлована, вязка арматуры), полигон твердых бытовых отходов).

Таким образом, в зависимости от видов источников загрязнения и уровня оказываемого ими негативного воздействия на состояние среды обитания, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Новая редакция) осуществляет санитарную классификацию отдельных предприятий, промышленных и иных объектов, в зависимости от осуществляемой ими производственной, коммунальной и других видов деятельности.

Указанные санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру их санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

В основе организации санитарно-защитных зон лежит один из фундаментальных принципов защиты здоровья населения - защита расстоянием, которое, согласно физическим законам, ослабляет интенсивность физического и химического загрязнения воздушной среды. В случаях, когда невозможно снизить воздействие на население вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферный воздух, почву и водоемы, а также физических факторов до гигиенических нормативов за счет технологических решений, установление соответствующей санитарно-защитной зоны является единственной мерой по обеспечению безопасных условий проживания населения в районе размещения предприятий и иных объектов, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

К моменту утверждения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 практика организации и установления санитарно-защитных зон составляла более 30 лет, основываясь на требованиях санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245-63, а затем СН 245-71, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства), установивших необходимость отделения санитарно-защитными зонами жилой застройки от предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений.

Аналогично, требованиями строительных правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" также вводились требования по организации санитарно-защитных зон от промышленных предприятий, в случае, если после проведения всех технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов, снижению уровня шума, не обеспечивались предельно допустимые на селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни шума. Размеры санитарно-защитных зон предусматривалось устанавливать в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий и Методикой расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утвержденной Госкомгидрометом СССР, а также с учетом требований защиты от шума и других требований, приведенных в данном СНиП.

Следует отметить, что в Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 000 потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек).

В настоящее время, размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека, на территориях с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается. Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, проведение реконструкции или перепрофилирование производств разрешается только при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при химическом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона.

Сейчас учитывается, что временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности.

Вообще, реконструкция, техническое перевооружение промышленных объектов и производств, проводится при наличии проекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами. После окончания реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию расчетные параметры СЗЗ должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух.

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Новая редакция) приводятся ориентировочные размеры санитарно-защитных зон и рекомендуемых минимальных разрывов от различных объектов, при этом все предприятия делятся на V классов санитарной опасности для среды обитания человека (с I-го по V-й), каждому из которых соответствует определенный ориентировочный размер санитарно-защитной зоны (I-му классу – 1000 м, II – 500 м, III – 300 м, IV – 100 м, V – 50 м), санитарные разрывы устанавливаются только в виде расстояния от источника негативного воздействия.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными нормами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 СанПиН ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен быть подтвержден проектом санитарно-защитной зоны, который разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная)- на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Таким образом, для всех предприятий I –го – III-го классов опасности требуется разработка отдельного проекта СЗЗ и проведение натурных замеров, обосновывающих размер санитарно-защитной зоны, c последующим установлением размера санитарно-защитной зоны Главным государственным санитарным врачом (его территориальным заместителем по делегируемым полномочиям). Каждое такое предприятие должно иметь документ об установлении санитарно-защитной зоны - санитарно-эпидемиологическое заключение.

На предприятия IV – V классов санитарной опасности данное требование распространяется только, в том случае, когда не выдерживается (не соблюдается режим) в пределах ориентировочного размера СЗЗ.

К числу нормативных правовых актов, устанавливающих основания для регулирования санитарно-защитных зон, также относится Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно части 3 статьи 16 которого «в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций».

Как было отмечено на первой лекции, документ, содержащий сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости (в соответствии со статьей 10 Закона о кадастре), в т.ч., санитарно-эпидемиологическое заключение, содержащее сведения об установленных санитарно-защитных зонах, согласно статье 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», должен быть представлен в орган кадастрового учета.

Документ об установлении размера СЗЗ подается непосредственно органом государственной власти, которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны (в данном случае Федеральной службой Роспотребнадзора), в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта.

В соответствии с пунктом 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости (утвержденного постановлением Правительства РФ № 618 от 18 августа 2008 г.), в целом,орган государственной власти, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зонылибо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Так, согласно статье 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Поэтому, для таких объектов (землеустройства) предусмотрена возможность подготовки карты (плана) объекта землеустройства (СЗЗ), которая содержит сведения о координатах характерных точек границ объекта (СЗЗ).

На самом деле пока этот порядок не действует.

Все вышеописанные процедуры должны производиться затем, чтобы ограничить права на землю, т.к., в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), в пределах зон с особыми условиями использования территории действуют особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности. Согласно той же статье, ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.