Экономический эффект от использования логистики

Продукция, двигаясь от первичного источника сырья че­рез цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования пока­зали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потре­бителю, примерно 70% составляют расходы, связанные с хра­нением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока (рис. 7).

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене това­ра показывает, какие резервы улучшения экономических по­казателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материаль­ными потоками. В сферах производства и обращения примене­ние логистики позволяет:

• снизить запасы на всем пути движения материального потока;

• сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

• снизить транспортные расходы;

• сократить затраты ручного труда и соответствующие рас­ходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материально­го потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сокращение материальных запасов в результате сквозного мо­ниторинга материального потока достигает 70%.

 

Рис. 7. Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением элемента логистики

 

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется сле­дующим:

• годовые затраты на содержание запасов на предприятиях сфер производства и обращения составляют примерно 25-30% от стоимости среднего запаса;

• в общей структуре издержек на логистику расходы на со­держание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, потери от физического или морально­го устаревания товаров, их порчи и т. п.;

• значительная часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов пред­приятий).

Сокращение запасов при использовании логистики обеспе­чивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов между зве­ньями товаропроводящей цепи, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от при­менения логистики образуется за счет сокращения времени про­хождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих за­тратах времени, отводимых на складирование, производствен­ные операции и доставку, затраты времени на собственно про­изводство составляют в среднем от 2 до 5% (рис. 8).

 

Рис. 8. Приблизительное соотношение времени на собственно изготовление продукта труда и общего времени, необходимого для снабжения, изготовления и сбыта

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позво­ляет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно, уве­личить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себе­стоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возника­ет также от снижения транспортных расходов. Оптимизируют­ся маршруты движения транспорта, согласуются графики, со­кращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одина­ковой тары, использование аналогичных технологических при­емов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи об­разуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также условия для улучше­ния многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая орга­низация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улуч­шается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логи­стики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств[8], т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представ­ляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель логистики[9]:

• ПРОДУКТ — нужный продукт;

• ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;

• МЕСТО — в нужное место;

• ЗАТРАТЫ — с минимальными затратами.

 

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти условия выполнены, т. е. нужный продукт доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.