ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 7 страница

в) момент утраты нормативно правовым актом юридической силы;

г) направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие).

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

- с момента указанного в тексте акта (календарной даты – УК РФ вступил в юридическую силу с 1.01.97; момента принятия – Конституция РФ; момента подписания; момента опубликования);

- в случае если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то, с какого момента он вступает в юридическую силу, этот момент определяется по общему принципу. В РФ законы и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативно-правовых актов происходит в результате:

- истечения срока, на который был принят юридический документ (годовой бюджет страны, обладающий юридической силой федерального закона, утрачивает юридическую силу по истечении календарного года);

- объявления об утрате им юридической силы (в частности в разделе «Заключительные и переходные положения Конституции России» закрепляется положение о том, что День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации; одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, принятой 12 апреля 1978 г.);

- признания нормативно-правового акта противоправным (антиконституционным) по решению суда. В отличие от вышеперечисленных обстоятельств, обусловливающих утрату нормативно-правовым актом юридической силы, однако не влияющих на юридические последствия, наступившие в период действия этого акта, признанный противоправным (антиконституционным) нормативно-правовой акт считается юридически ничтожным, т.е. утратившим юридическую силу с момента принятия. При этом лица, пострадавшие в следствие применения к ним этого акта, имеют право требовать от государства соответствующей компенсации.

По направленности действия во времени нормативно-правовые акты, как правило, являются перспективными, т.е. их действие распространяется только на те отношения, которые возникли после приобретения тем или иным нормативно-правовым актом юридической силы. Вместе с тем, достаточно часто встречается указание на возможность ретроспективного действия нормативно-правового акта – «обратную силу закона».

«Обратная сила закона» – это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию. Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина. Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено». Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы. По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства); региональными (действующими на территории субъекта); местными (действующими на территории муниципального образования); локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Круг лиц, подпадающих под правовое воздействие того или иного нормативно-правового акта, определяется правовым статусом соответствующих субъектов. Таким образом, основным критерием, положенным в основу классификации нормативно-правовых актов, выступает правовой статус субъектов. В соответствии с данным критерием действие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов в зависимости от таких факторов, как:

характер политико-правовой связи субъекта с государством

По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (Конституция РФ); акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон «О выборах Президента РФ»); акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства»);

профессиональное положение

По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении субъектов, обладающих различным специальным (профессиональным) правовым статусом: военнослужащих, сотрудников ОВД, врачей работников сферы образования и т.д.;

социальное положение

В соответствии с данным критерием, действие соответствующих нормативно-правовых актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом: пенсионеров, инвалидов, сирот и т.д.;

домицилий (место жительства)

По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории; лиц, временно проживающих на данной территории (вынужденных переселенцев, беженцев, командированных и т.д.).

Рассматривая вопрос о действии нормативно-правовых актов по кругу лиц, в ряде случаев необходимо учитывать такой фактор, как наличие у субъекта права юридического иммунитета.

В юридической науке термин «иммунитет» означает привилегию, связанную с полным или частичным освобождением носителя иммунитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права.

Видами юридического иммунитета являются: абсолютный, дипломатический, профессиональный, функциональный.

Абсолютным иммунитетом обладает лишь царствующий монарх, юридическая безответственность которого в абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу этого, ответственности за свои действия только перед Богом. Что же касается иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти. Будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх, естественно, не несет юридической ответственности за их последствия.

Дипломатическим (посольским) иммунитетом обладают полномочные представители государства в заграничных странах. Обладание дипломатическим иммунитетом, предполагает «выведение» соответствующего субъекта за рамки юрисдикции государства пребывания. При совершении правонарушения, не совместимого с режимом законности данного государства, дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию.

Должностным иммунитетом обладают лица, занимающиеся определенное должностное положение (Президент, депутаты представительных органов государственной власти, судьи). В отличие от дипломатического иммунитета, носящего неотъемлемый характер (государство, на территории которого дипломат выполняет представительские полномочия, не может лишить данного дипломата иммунитета), должностной иммунитет предоставляется соответствующим должностным лицам в соответствие с национальным законодательством, при этом в законодательстве предусматривается процедура лишения иммунитета за совершение поступков, не совместимых со статусом должностного лица. К примеру, в ст. 93 Конституции России закрепляется, что «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности (и, следовательно, лишен должностного иммунитета – прим. авт.)…на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».

Функциональным иммунитетом наделяются лица в процессе осуществления какой либо специфической функции. Примером функционального иммунитета является иммунитет парламентеров в условиях перемирия воющих сторон.

 

4. Правотворчество: понятие и стадии

Давая общую характеристику формально-юридических источников права, мы отмечали, что они возникают в результате целенаправленной деятельности государства, которое в лице компетентных органов осуществляет разработку и принятие документов, содержащих в себе общезначимые правила поведения (нормы права), наделяет эти документы юридической силой и обеспечивает их доведение до сведения заинтересованных лиц. Таким образом, правотворчество – это целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от имени государства, компетентными правотворческими органами и обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций.

Целями правотворчества являются:

- создание новых правил поведения (норм права);

- конкретизация существующих правил поведения;

- совершенствование существующих правовых норм;

- устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.

Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т.е. основополагающих начал правотворческой деятельности. К числу принципов правотворчества, прежде всего, следует отнести такие, как гласность, демократизм, профессионализм, законность, научность, связь с практикой, своевременность и др.

Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.

Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.

Профессионализм правотворчества предполагает привлечение к такого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.

Законность правотворчества предполагает проведение правотворческой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативно-правовых актов.

Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой.

Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого корректируется работа правотворческих органов.

Своевременность правотворчества предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений.

Одной из форм правотворчества является законотворчество. Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:

1. Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают:

- Президент РФ;

- члены Совета Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- Правительство РФ;

- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ(по вопросам их ведения).

2. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

4. Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (принцип «одобрения молчанием»).

В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

6. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в тексте самого закона не установлен иной порядок вступления его в силу.

 

Лекция 13: Норма права

 

1.Понятие и признаки нормы права 2.Структура нормы права 3.Классификация норм права 4.Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

 

1. Понятие и признаки нормы права

Норма права – это первичный элемент права, с помощью которого определяется и закрепляется простейшее правило юридически значимого поведения.

При помощи правовой нормы определяется типовой вариант (стандарт, правило) поведения, устанавливаемого от имени государства и обеспечиваемого системой государственных гарантий и санкций.

Основные признаки правовой нормы:

Общезначимость. При помощи норм права регулируются наиболее важные для членов сообщества общественные отношения. Поэтому правила, закрепляемые при помощи норм, объявляются общезначимыми.

Непосредственная связь с государством. Норма права устанавливается от имени государства, обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе мерами принудительного характера).

Типичность (нормативность). Норма права устанавливает типовой стандарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе. При этом с помощью норм права устанавливаются как типовые стандарты правомерного (допустимого), так и противоправного (недопустимого) поведения.

Формально-юридическое закрепление. Норма права излагается в соответствующем формально-юридическом источнике права (юридическом обычае, прецеденте, нормативно-правовом акте, нормативно-правовом договоре).

Микросистемность. Являясь первичным элементом системы права, норма, в свою очередь, обладает структурой, объединяющей три взаимосвязанных и взаимообусловленных элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию.

2. Структура нормы права.

Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нормы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.

Структура правовой нормы состоит из трёх взаимосвязанных элементов: гипотезы; диспозиции; санкции.

Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если – то – значит». «Если» - это условие действия правила, закрепленного в норме права; «то» - само правило поведения; «значит» - юридические последствия реализации правила.

Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности..

1. В зависимости от структуры гипотезы бывают простые; сложные; альтернативные.

- Простая - в гипотезе указано единственное условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. К примеру, ст. 37 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» 1996 г. гласит, что «Признание выпуска эмиссионных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг». В данном примере законодатель называет единственное условие (факт признания выпуска эмиссионных бумаг несостоявшимся), с которым связывается реализация правового предписания (прекращение договора на рекламу этих ценных бумаг).

- Сложная - гипотеза связывает реализацию правового предписания с наличием нескольких взаимосвязанных условий (ст.126 ГПК РФ определяет перечень условий, которым должно соответствовать исковое заявление. К числу таких условий, в частности относятся: письменная форма; обязательное отражение в исковом заявлении ряда моментов (реквизитов) – наименование суда, наименование истца, наименование ответчика, доказательства подтверждающие позицию истца и т.п.; подпись истца. В данном примере, для того, чтобы иск был принят судом к рассмотрению, он должен соответствовать всем перечисленным условиям).

- Альтернативная – в гипотезе содержится перечень нескольких условий, каждого из которых достаточно для реализации правового предписания (ст. 129 ГПК РФ гласит «Судья единолично разрешает вопрос о принятии заявления по гражданскому делу. Судья отказывает в принятии заявления: 1) если заявление не подлежит рассмотрению в судах; …7) если дело неподсудно данному суду; 8) если заявление подано недееспособным лицом и др.». В данном примере каждого из перечисленных условий достаточно для отказа судьи в принятии заявления).

2. По наличию (отсутствию) закрепляемых юридических фактов (фактических составов) гипотезы делятся на: положительные; отрицательные.

- Положительная – связывает реализацию правового предписания с наличием определенных условий (так, ст. 15 Кодекса о браке и семье РФ содержит перечень условий, необходимых для заключения брака).

- Отрицательная – предполагает, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (ст. 157 ГПК РФ гласит: «в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле… разбирательство дела откладывается». В данном примере условием отложения разбирательства по делу является неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле).

Диспозициячасть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.

1. В зависимости от способа выражения диспозиции бывают простыми, описательными, ссылочными, бланкетными.

- Простая – диспозиция называет вариант поведения - дозволение либо запрет, но не раскрывает его подробно, в силу простоты самого правила.

- Описательная – диспозиция включает в себя не только наименование варианта поведения (например, в уголовном праве - кража), но и перечень его основных признаков (тайное хищение чужого имущества).

- Ссылочная – диспозиция не содержит полного описания правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой статье данного закона, в которой даётся описание соответствующего вида деяния.

- Бланкетная – диспозиция указывает на факт наличия правила поведения, однако не раскрывает его содержания и не содержит данных о документе, в котором данное правило изложено. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции.

2. В зависимости от характера властного предписания диспозиции делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.

- Управомочивающие диспозиции закрепляют вариант возможного поведения, реализация которого осуществляется по воле самого субъекта.

- Обязывающие диспозиции закрепляют вариант должного поведения, следовать которому субъект обязан не зависимо от собственного отношения к правовому предписанию

- Запрещающими называются диспозиции, в которых закрепляются варианты недопустимого поведения. Основной задачей запретов является предостережение субъектов от совершения правонарушений.

Санкция – часть правовой нормы, определяющая какие юридические последствия наступят в отношении субъекта, реализовавшего вариант поведения, предусмотренного диспозицией данной нормы. Как правило, под санкцией понимаются меры негативного характера, применяемые от имени государства в отношении правонарушителей, вместе с тем следует выделять и позитивные санкции, предусматривающие наступление благоприятных последствий за общественно полезные деяния (вознаграждение за трудовую деятельность, поощрение за разумную инициативу и т.п.).

1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагоприятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно определённые, относительно определённые, альтернативные, кумулятивные.

- Абсолютно определённые – санкции, в которых в четкой конкретной форме закрепляется вид и размер наказания, применяемого к правонарушителю.

- Относительно определённые – санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения правоприменителя.

- Альтернативные – санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для рассматриваемого случая.

- Кумулятивные – санкции, предполагающие объединение нескольких видов наказаний (основного и дополнительного).

2. По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудового права и т.д.

- Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния -- преступления.

- Административно-правовые санкции могут применяться административными органами и судом к лицам, виновным в совершении административных проступков.

- Дисциплинарные санкции применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение требований внутренней дисциплины.

3. По содержательному характеру последствий выделяются карательные (штрафные), предупредительные, поощрительные.

- Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.) – активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

- Предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

- Поощрительные санкции - подразумевают наступления благоприятных последствий, для лиц совершивших общественно полезные деяния. Данный вид санкции направлен на стимулирование социально-активного правомерного поведения.

3. Классификация норм права

В основу классификации юридических норм положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и др. отраслей права.

В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права.

- Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права).

- Процессуальные правовые нормы носят организационный характер. Предписания этих норм регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права; а только участников процесса (истца, ответчика, судьи, адвоката, прокурора, подсудимого, потерпевшего и т.д.).

2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

- Императивные нормы – категорические властные предписания, в максимально конкретной форме излагающие правила поведения, при реализации которых не допускается какой бы то ни было свободы правоприменителя .

- Диспозитивные нормы – закрепляют границы допустимого поведения, в рамках которых субъекту может быть предложено выбрать один из нескольких вариантов возможного поведения (альтернативные нормы) либо сформулировать возможную модель поведения самостоятельно (относительно-определенные нормы).

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы).

Нормы-правила содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения. При этом они, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные.

- Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве.

- Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер государственного принуждения.

Специализированные нормы определяют основные понятия и принципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозначают возможные перспективы развития юридических институтов. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала; нормы-принципы; нормы-цели; нормы-дефиниции.

- Нормы-принципы – закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности (например, в Конституции РФ закрепляется норма-принцип, в которой говорится о том, что в основу формирования государственной власти в России положен принцип разделения властей).

- Нормы-цели – определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. В частности, своеобразной нормой-целью является преамбула Конституции США, гласящая: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования бо­лее совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспече­ния внутреннего спокойствия, организации совместной оборо­ны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

- Нормы-дефиниции – содержат определения конкретных юридических понятий. К примеру, ст. 209 УК РФ устанавливает, что «под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации».

4. По действию в пространстве различаются нормы общего действия и нормы ограниченного действия (локальные).

- Нормы общего действия действуют на всей юрисдикционной территории государства (нормы закрепленные Конституции РФ).

- Локальные нормы – правила поведения, действующие в пределах обособленного территориального образования (правила поведения, закрепленные в нормативных актах, принимаемых и действующих на территориях субъектов РФ, муниципальных образований и т.п.).