Структурные компоненты Я-концепции

Соответственно трехкомпонентной структуре социальной установки в Я-концепции также выделяются три составляющие (по Р. Бернсу):

образ «Я» – представления индивида о самом себе. Как правило, когнитивные структуры «Я» (или Я-репрезентации) отражают основные характеристики нашего привычного самовосприятия. По сути, это само описания через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые, атрибутивные или же статусные характеристики;

самооценка – аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик. Когнитивная составляющая Я-концепции не воспринимается человеком нейтрально, а всегда пробуждает те или иные чувства и оценки, интенсивность которых может варьировать в зависимости от социального контекста и от самого когнитивного содержания;

поведенческая реакция – те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой. В целом самопрезентация как поведенческая составляющая Я-концепции служит целям проверки и подтверждения ее когнитивной и аффективной структур. Однако целей самопрезентации может быть гораздо больше, впрочем, как и стратегий социального поведения, им соответствующих.