Методы государственного регулирования территориального развития

Основные инструменты государственного регулирования, применяемые непосредственно (адресно) к регионам, - трансферты из Фонда финансовой поддержки регионов и Фонда регионального развития, финансирование «северного завоза», установление льготных условий распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов, пропорциональное распределение средств от важнейших налогов между федеральным и региональным бюджетами, адресные субвенции и дотации, финансирование из федерального бюджета региональных целевых программ. Основная сложность заключается в том, что государственных средств, выделяемых для решения региональных проблем, явно недостаточно. Отсюда слабая действенность используемых методов. Кроме того, при решении вопросов стимулирования явно недостаточно учитывается специфика регионов. В результате трансферты, субвенции и дотации из федерального бюджета получают практически все субъекты Федерации, многочисленные льготы на использование природных ресурсов имеют республики, обладающие хорошим экономическим потенциалом, и т.п.

Для решения текущих и долгосрочных региональных проблем используются различные методы регулирования (табл.2).

Анализ практики и сценарных условий перспективного развития России позволяет утверждать, что в решении большинства текущих региональных проблем основную роль играют и будут играть бюджетные средства. Это связано в первую очередь с тем, что текущие проблемы, как правило, носят социальный характер.

Проблемы, носящие долговременный характер, главным образом связаны с инвестиционной деятельностью: подъем экономики отстающих районов зависит от укрепления их экономического потенциала и развития инфраструктуры; переселение сотен тысяч человек из районов Севера требует строительства жилья в районах, более благоприятных для жизни; формирование «наукоградов» и создание высокотехнологичных производств невозможно без крупномасштабных инвестиций и т.д.

Необходимые инвестиции не могут быть получены без создания развернутой системы гарантийно-страховых фондов.Однако своими силами и за счет своих активов это могут сделать только регионы высокоразвитые и богатые природными ресурсами. В других регионах в создании гарантийных фондов должна самое активное участие принимать Федерация.

Таблица 2. Экономические регуляторы и источники финансирования решения региональных проблем.

В числе методов регулирования кризисных ситуаций, органически сочетающих возможности государства, регионов и субъектов хозяйствования, особое место занимает разработка государственных программ.