Вопрос 2. Диагностика кризисных ситуаций в экономике региона

Таким образом, экономическая безопасность характеризуется возможностью народного хозяйства России и ее регионов обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз на ее суверенитет.

В.К. Сенчагов дает такое определение экономической безопасности территории регионального уровня: экономическая безопасность региона – это состояние, в котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения.

Из приведенных определений видно, что при анализе экономической безопасности, с одной стороны, учитываются локализованные социально-экономические, экологические, демографические и прочие процессы на территории, которые могут угрожать экономической безопасности РФ и иметь территориально - дифференцированный характер проявления. С другой стороны, территория – субъект регулирования, осуществляемого Центром и распространяемого на процессы, связанные с обеспечением экономической безопасности РФ, и лишь в рамках имеющегося круга полномочий территория – проводник собственной экономической политики.

Криворотов В.В. и др. считают, что под устойчиво безопасным социально-экономическим развитием территории(УБСЭР) понимается способность экономики территории сохранять устойчивую положительную динамику и векторность развития основных социально-экономических показателей без резких скачков и колебательных процессов, обеспечивать в ходе такого развития приемлемые показатели уровня экономической безопасности, поддерживать сбалансированность развития различных сфер жизнедеятельности на территории без перекосов в сторону отдельных сфер и иметь конечной целью постоянный рост благосостояния, а также улучшение качества жизни проживающего на территории населения. При этом экономическая безопасность рассматривается авторами как одна из составляющих (подсистем) системы обеспечения УБСЭР территории.

Под региональной экономической безопасностью понимается способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействиями внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциалы и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей.

 

Объектами экономической безопасности региона являются территория региона и все относящееся к его экономике, расположенное на данной территории.

Территория –участок земной поверхности, имеющий отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий, кроме производства, производственную и социальную инфраструктуру, и который рассматривается как полигон жизнедеятельности, как фактор и ресурс развития территории.

Типология регионов – классификация регионов по определенным признакам, факторам, устанавливающая определенные зависимости, в целях исследования проблем экономической безопасности.

В России в соответствии с Конституцией РФ административно-территориальное деление представляет собой федеральные округа, области, республики, края и т.д.

В экономической литературе регионами называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами. Обычно регион представляют как территориальное образование со своей целостной природно-географической и социально-экономической системой, а также органами управления.

Для изучения проблем экономической безопасности целесообразно выделять типы регионов исходя из административно-территориального устройства страны, где расположены органы власти, имеется свой правовой механизм, определенный воспроизводственный комплекс экономики.

По аналогии с задачей исследования экономической безопасности, в соответствии с системой федеративного устройства государства и территориально-иерархической структурой формирования власти выделяются следующие объекты:

1) На субрегиональном уровне.

а) Экономические зоны: европейские районы, включая Урал, восточные районы и Север. Эти территориальные образования обычно используются при формировании стратегических территориальных пропорций. Для исследования региональных особенностей кризисных процессов и их влияния на экономическую безопасность России представляет интерес зона Севера, которая и в переходный период остается объектом внимания не только местных, но и федеральных государственных органов.

Следующий элемент в иерархии экономического районирования страны - экономические районы, представляющие собой исторически устойчивые социально-экономические территориальные образования, объединяющие несколько субъектов Федерации, взаимосвязанных общностью производственной специализации и интересов комплексного развития. Рассмотрение их в качестве объекта региональных кризисных ситуаций определяется такими особенностями, как высокий уровень комплексности и внутренней связанности хозяйства на их территории, устойчивость экономического профиля, межрайонных и внутренних экономических связей (Уральский).

а) Федеральные округаэто объединения нескольких субъектов РФ по географическому признаку;

Система федеральных округов учитывает не только устоявшееся экономическое районирование и территориальные образования, сформированные ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации, но также стратегические интересы национальной безопасности.

Состав федеральных округов в большей мере определяется экономическими факторами, чем интересами экономических районов. Это особенно явно в составе Уральского федерального округа, объединяющего как нефтегазодобывающие, так и производящие для них основные средства производства субъекты Федерации.

Федеральные округа - инструмент федерального государственного регулирования территориального развития, но в отличие от экономических районов и ассоциаций федеральные округа, их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ. В экономической сфере на федеральные округа возложены разработка программ социально-экономического развития на их территории и контроль за их исполнением.

Федеральные округа, как и экономические районы, включают в свой состав субъекты Федерации, весьма различные по природному, экономическому и трудовому потенциалу, структуре хозяйства и уровню развития, производственной специализации и социальному составу.

Наиболее крупные по численности населения - Центральный и Приволжский округа. Второе место занимают Южный и Сибирский округа, на третьем месте - Уральский и Северо-Западный федеральные округа. Меньше всего заселен Дальневосточный округ.

Однако по величине произведенного валового регионального продукта (ВРП), промышленной и сельскохозяйственной продукции федеральные округа соответственно различаются в 4,7; 3,6 и 5,2 раза.

 

в) Кластерная политика в региональном развитии

Кластер представляет собой совокупность географически локализованных и взаимосвязанных компаний определенной отрасли, а также обеспечивающих их деятельность и находящихся по данной территории поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, предприятий и организаций инфраструктурных отраслей, научных и образовательных учреждений.

Такая концентрация поддерживает (обеспечивает) конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций, а также кластера в целом, что выражается в относительно высоком уровне производительности; стимулировании новых компаний, а также технологических инноваций. Развитие кластера также оказывает влияние на конкурентоспособность и развитие территории, что выражается в росте занятости, формировании благоприятной структуры занятости и росте заработной платы.

Например химические кластеры в Пермской области и Татарстане, металлургические – на Урале, в Свердловской и Челябинской областях, текстильный – в Ивановской области, транспортно-логистический и машиностроительный в Нижегородской области, автомобильный – в Самарской области, туристический – в Краснодарском крае, нефтегазовый – в Тюменской области, пищевой – в Белгородской области, в области информационных технологий в Московском регионе и в Новосибирске и др.

2) Региональный, где в качестве объектов исследования выступают субъекты РФ как территориальные образования, имеющие собственные органы управления экономикой и являющиеся самостоятельными проводниками собственной экономической политики в рамках общефедеральной политики;

 

Широкие конституционные права и полномочия законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, являющихся основой федерального государственного устройства России, наличие самостоятельного бюджета и возможности активного воздействия на экономическое и социальное развитие по широкому кругу вопросов, находящихся в исключительном или совместном с федеральными органами ведении, значительные размеры экономического, научного, природно-ресурсного потенциала и проживающего населения, наличие систематической информационной базы и тесная связь с федеральными органами, регулирующими социально-экономическое развитие страны, определяют особое положение субъектов Федерации в территориальной структуре экономики, в реализации мероприятий по выходу страны на траекторию устойчивого экономического роста.

В федеративном устройстве России (83 равноправных субъекта) явно преобладает национальный принцип над экономическим. По численности населения субъекты Федерации даже без учета автономных округов в 2001 г. различались в 43 раза, по стоимости основных фондов - в 270 раз, по производству ВРП - в 360 раз. С учетом субъектов Федерации - автономных округов - эти различия еще больше. Значительные различия сохраняются даже когда исключается влияние масштабного фактора в показателях, характеризующих уровень экономического развития, рассчитанных на душу населения регионов. Оснащенность основными фондами различается в 15,5 раза, производство ВРП - в 16 раз.

Многократные различия экономического потенциала и возможностей развития субъектов, чрезмерно большое число объектов управления затрудняют государственное управление страной как единым целым. Создается основа для противостояния интересов субъектов Федерации.

Кризисные процессы, угрожающие региональной экономической безопасности, могут охватывать экономику и социальную сферу не всей территории субъекта Федерации, а отдельные территориально-производственные комплексы и промышленные узлы, города и сельские поселения, закрытые административно-территориальные образования, территории, пострадавшие от стихийных бедствий и экономических катастроф. Принимая во внимание наличие органов управления, информацию об экономическом и социальном развитии регионов такого ранга, возможном определяющем влиянии на экономическую безопасность региона и даже страны, целесообразно при исследовании кризисных ситуаций в субъектах Федерации выделить и эти элементы территориальной структуры.

При обсуждении и исследовании проблем, исходя из уровня угроз, также используются такие термины: проблемный регион, кризисный регион, депрессивный регион.

Экономический кризис – резкое ухудшение экономического состояния региона, страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге – в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Депрессия – застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъема производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги, безработицей. Обычно она возникает после кризиса, после нее следует ожидать оживление.

Понятие «проблемный регион» более широкое, чем остальные. Например, в группе наиболее проблемных территорийРоссии находятся не только слаборазвитые, кризисные регионы (республики Северного Кавказа и др.), но и попавшие в депрессивное состояние территории в экономических регионах, сосредоточивающие мощный производственный и интеллектуальный потенциал.

 

Происходит дальнейшее падение уровня социально-экономического развития в отсталых и слабоосвоенных районах с экстремальными природно-климатическими условиями в силу острой неконкурентоспособности местных производств и практически стихийного оттока населения из проблемных районов Севера.

Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производительных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Это тоже проблема.