Вопрос №1. Международно-правовая база.

Финансовый мониторинг

Лекция № 9.

 

 

В результате изменения после 1991 г. социально-экономического строя и вступления России в широкие децентрализованные торгово-экономические, финансовые, банковские, страховые и иные отношения в рамках мирохозяйственной системы настоятельной необходимостью стало развертывание работы по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, с тем чтобы осуществляемая в этом направлении деятельность многих других государств имела бы соответствующий аналог и продолжение на территории РФ.

Интернациональный характер мирового бизнеса, различия в налоговом и банковском законодательстве разных стран, широкое распространение наркоторговли, незаконного экспорта и импорта (контрабанды), наконец, последствия разного уровня социально экономического развития стран требуют согласованной в международном масштабе, единообразной системы мер по защите финансовой системы каждой страны от оборота средств и доходов, полученных преступным путем.

В настоящее время международно-правовая база этой деятельности состоит из:

- Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. 1 (далее - Страсбургская конвенция 1990 г.; Российская Федерация подписала ее в 1999 г.);

- Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 2000 г.;

- Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. ;

- ряда иных международных документов, среди которых следует особо выделить рекомендации Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (далее – Вольфсбергские принципы 2000 г.).