Я-концепция как результат социального развития личности
Личность как система регуляции деятельности
Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности.
Личностные подсистемы регуляции деятельности
Подсистема | Мотив поступка | Комментарии |
Удовлетворение потребностей | «я хочу» | Общие для человека и животных, развиваются с момента рождения, не нуждаются в представлении о мире как о целом |
Реагирование на стимул | «он первый начал» | |
Предрасположенность, стереотип | «я всегда так делаю» | |
Социальная нормативность | «все так делают» | Специфически человеческая, но не личностная, учитывает то, чего нет в ситуации |
Смысл, жизненная необходимость | «мне это важно» | Специфически личностная, в поведении учитывается вся система отношений с миром, временная перспектива |
Свободный выбор | «а почему бы и нет?» | Свойственна не каждому человеку |
Развивающаяся личность– это человек, сознание которого способно фиксировать, осмысливать, контролировать и корректировать воздействия среды и наследственности, направляя их на свое развитие.
Социальное развитие личности приводит к формированию Я-концепции человека. С одной стороны, социокультурная реальность (социальные ценности, принятые в данном месте модели поведения, групповые нормы и пр.) влияет на наше самосознание, задавая основания для самоидентификации. С другой стороны, особенности Я-представлений (большая актуализация персонального или социального их полюса, характер самоотношения и пр.) накладывают отпечаток на социальные суждения и установки, а также мотивируют то или иное социальное поведение.
Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Формирование Я-концепции зависит от многих факторов: от устоявшихся представлений о ее социокультурной обусловленности, от характера межличностных отношений в микросоциальном окружении, от соотношения «внешних» и «внутренних» детерминант в процессе становления и развития «Я».