Я-концепция как результат социального развития личности

Личность как система регуляции деятельности

Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности.

Личностные подсистемы регуляции деятельности

Подсистема Мотив поступка Комментарии
Удовлетворение потребностей «я хочу» Общие для человека и животных, развиваются с момента рождения, не нуждаются в представлении о мире как о целом
Реагирование на стимул «он первый начал»
Предрасположенность, стереотип «я всегда так делаю»
Социальная нормативность «все так делают» Специфически человеческая, но не личностная, учитывает то, чего нет в ситуации
Смысл, жизненная необходимость «мне это важно» Специфически личностная, в поведении учитывается вся система отношений с миром, временная перспектива
Свободный выбор «а почему бы и нет?» Свойственна не каждому человеку

Развивающаяся личность– это человек, сознание которого способно фиксировать, осмысливать, контролировать и корректировать воздействия среды и наследственности, направляя их на свое развитие.

Социальное развитие личности приводит к формированию Я-концепции человека. С одной стороны, социокультурная реальность (социальные ценности, принятые в данном месте модели поведения, групповые нормы и пр.) влияет на наше самосознание, задавая основания для самоидентификации. С другой стороны, особенности Я-представлений (большая актуализация персонального или социального их полюса, характер самоотношения и пр.) накладывают отпечаток на социальные суждения и установки, а также мотивируют то или иное социальное поведение.

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Формирование Я-концепции зависит от многих факторов: от устоявшихся представлений о ее социокультурной обусловленности, от характера межличностных отношений в микросоциальном окружении, от соотношения «внешних» и «внутренних» детерминант в процессе становления и развития «Я».