Социальные программы
Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.
Социальные программы– один из видов программ, классификация которых дана ниже в таблице (см. Таблицу 3). Каждый признак отражает ту или иную сторону программы – содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов.
Таблица 3. Классификация программ
№ п/п | Признаки классификации | Виды программ |
Содержание программы | Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные. | |
Уровень разработки и применения | Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития). | |
Время, на которое рассчитана реализация программы | Долгосрочные (свыше 5 лет). Среднесрочные (3–5 лет). Краткосрочные (1–3 года). Текущие или оперативные (до 1 года). |
В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо (монетизация, борьба с наркоманией).
Тогда это направление приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления, или для ее реализации создается специальная структура, или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Содержание программно-целевого управления представлено в таблице (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Содержание программно-целевого управления
Необходимо | Компоненты ПЦУ |
Что должно быть достигнуто в конечном счете? | Цель программы |
Что требуется сделать для достижения цели? | Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий) |
Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы? | Ресурсное обеспечение – информаци онные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы |
На какой период времени рассчитана программа? | Временная характеристика программы |
Каков механизм организации управления реализацией про граммы? | Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер. Взаимодействие между ними |
Как отслеживается и оцени вается выполнение про граммы? | Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) |
Какие изменения следует внести в содержание и реали зацию программ? | Коррективы содержания и механизма реализации программы |
Как и насколько выполнена программа? | Подведение итогов. Окончание программы |
Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей представлена в таблице (см. Таблицу 5). Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
Таблица 5. Классификация целей
№ п/п | Признаки классификации | Виды целей |
Содержание | Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные | |
Приоритетность | Главные (основные, ключевые, основополагающие) Второстепенные (неглавные, побочные, вспомо гательные) | |
Время реализации | Стратегические. Тактические. Оперативные. Текущие | |
Форма фиксации | Документированные (официальные) Недокументированные (неофициальные) | |
Потребность | Желательные, нежелательные, надуманные | |
Степень обоснованности | Обоснованные, недостаточно обоснованные, необоснованные | |
Реальность/ нереальность выполнения | Реальные (реалистичные), осуществимые Нереальные (неосуществимые) | |
Уровни управления | Народно-хозяйственные, отраслевые, региональ ные, предприятия, организации, учреждения, их структурные единицы | |
Политический оттенок | Декларируемые (провозглашаемые) Фактические (реально реализуемые, выполняемые) | |
Объем | Общие, частные, локальные | |
Время действия | Конечные, промежуточные | |
Степень выполнения | Выполненные полностью, частично |
Как итоговый документ, социальные программы имеют различные формы с соответствующими реквизитами, название и количество которых зависит от ряда факторов, в том числе и опыта программно-целевого управления.