Наглядно функции государства можно представить в виде сле­дующей упрощенной последовательности действий.

1. Государство выдает образовательному учреждению заказ на прием на обучение определенного числа, допустим, 1000 студентов.

2. По нормативу выдает образовательному учреждению бюджетные средства на подготовку этих специалистов.

3. Устанавливает распределение получаемых средств по фондам, контроль за использованием которых осуществляется коллективом самого образовательного учреждения.

Расходование полученных средств полностью переходило в ком­петенцию самого образовательного учреждения и вмешательства государства прямо не требовало. Тем более, что устанавливаемые контрольные цифры, например в высшем образовании, касались только приема на обучение, а не выпуска. Поэтому даже проверка исполнения государственного заказа могла быть сведена только к анализу отчетности о числе принятых на обучение. В сочетании с данными государственного статистического наблюдения (данные о движении контингентов являются основными в статистике) кон­троль за принятыми на обучение получался двойной.

Основными положениями нового хозяйственного механизма изначально предусматривались две модели функционирования образовательных учреждений в новых условиях хозяйствования. Для сферы образования была установлена первая модель, базирующаяся на следующей последовательности распределения дохода и формирования фондов:

• из совокупного дохода формируется по установленному нор­мативу фонд оплаты труда;

• из оставшихся средств возмещаются материальные и прирав­ненные к ним затраты;

• осуществляются расчеты со сторонними организациями;

• выплачиваются проценты за кредит.

2Вторая модель предусматривала сначала возмещение издержек и расчеты по обязательствам, а затем — зачисление оставшихся средств в фонд оплаты труда и материального стимулирования работников.

 

За вычетом этих средств образуются по нормативам фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.

В доход учебного заведения, подлежащий распределению по установленным нормативам, наряду с другими поступлениями за­числялись также средства, полученные за подготовку специали­стов от предприятий, учреждений и организаций и отраслей на­родного хозяйства, включая средства, полученные за осуществле­ние мероприятий, направленных на повышение качества подготов­ки специалистов, улучшение организации учебно-воспитательного процесса, в том числе за введение дополнительных курсов и дру­гих видов факультативных занятий, подготовку их методическо­го обеспечения, выполняемых сверх учебного плана и индивиду­альных планов преподавателей и студентов. Объем указанных средств определялся на основе сметы, включающей плановые затраты на подготовку и накопления (по существу — прибыль) в размере до 30%.

В доход учебного заведения, подлежащий распределению по утвержденному экономическому нормативу, не включались отдель­ные поступления, имеющие целевое назначение и подлежащие за­числению непосредственно в соответствующие фонды.

Перевод учебных заведений на новые условия хозяйствования осуществлялся, начиная с 1991 г. по мере их готовности и обеспе­чивался соответствующим объединением их финансовых ресурсов на единых расчетных счетах, открываемых в учреждениях банков СССР. На расчетные счета зачислялись все поступающие учре­ждениям денежные средства, включая суммы бюджетного финан­сирования и все внебюджетные средства за оказанные организа­циям и населению платные услуги и прочие поступления. На этих расчетных счетах хранились все средства учреждений: средства

единого фонда оплаты труда, фонда производственного и социаль­ного развития, других фондов и.т.д. С открытием расчетных сче­тов подлежали закрытию все действующие их счета по бюджетным и внебюджетным средствам, остатки которых перечислялись платежными поручениями на их единые расчетные счета.

Сформированный новыми условиями хозяйствования эконо­мический механизм функционирования образовательных учрежде­ний и сферы образования в целом не получил широкого развития по причинам его слишком быстрой замены условиями, установленными Законом «Об образовании» и внедрением рыночных отношений в экономику.

Поскольку новые условия хозяйствования в сфере образования были введены непосредственно перед серьезными изменениями в экономике страны, число перешедших на них учебных заведений было невелико, опыта работы в них еще не было накоплено, соответственно, исследований результативности и последствий перехо­да на новые условия проведено не было. Далеко не все положения новых условий хозяйствования в части финансирования, исполь­зования бюджетных средств, налогообложения, управления объектами собственности и.т.д. были учтены при формировании нового законодательства.

Следует только учитывать, что данные оценки этих условий носят более предположительный характер.

Интересно отметить, что новые условия хозяйствования нашли применение в практике организации механизма хозяйствования бюджетных организаций в Республике Узбекистан. Принятый там новый порядок финансирования, предусматривает:

• расширение самостоятельности и повышение ответствен­ности руководителей бюджетных организаций за эконом­ное, эффективное и адресное использование бюджетных средств, укрепление бюджетной дисциплины;

• упрощение механизма финансирования бюджетных организа­ций и создание возможностей для маневрирования имеющи­мися средствами с целью достижения максимальной резуль­тативности их использования;

• введение нового порядка финансирования бюджетных орга­низаций методом финансирования одной строкой по норма­тивам;

• сочетание бюджетного финансирования с расширением деятельности по производству и реализации товаров (работ, услуг) по профилю образовательных учреждений;

• создание условий для стимулирования труда работников об­разовательных учреждений, повышения результативности их деятельности и закрепления кадров;

• предоставление образовательным учреждениям права фор­мирования фонда развития за счет экономии бюджетного фи­нансирования, доходов от производства и реализации товаров (работ, услуг) по профилю деятельности, спонсорской по­мощи.

Установлено также, что превышение доходов над расходами со­ставляет прибыль учебного заведения, не подлежащую изъятию. Порядок использования государственных и негосударственных средств, полученных для проведения научной деятельности, опре­деляется учебными заведениями самостоятельно. При отсутствии поступления средств на выплату стипендии и заработной платы нельзя привлекать внебюджетные средства на эти цели.

Этот пример говорит в пользу того, что возможности примене­ния новых условий хозяйствования или отдельных их элементов, возможно, следовало бы более пристально изучить применительно к современным условиям.

Принятие Закона «Об образовании» и последующее изменение бюджетного законодательства, по существу, вернуло все на круги своя". Во главу угла в финансировании образования был возвращен сметный порядок, самостоятельность образовательных учреждений в распоряжении финансовыми ресурсами была ограничена доходами от самостоятельной деятельности, т. е. внебюджетными средствами и в рамках уже упоминавшихся разрешений на откры­тие лицевых счетов в казначействе. Ни о какой консолидации бюджетных и внебюджетных средств речь уже не шла, более того — такое объединение было прямо запрещено. Был введен ряд важных ограничений самостоятельности образовательных учреждений: запрещено использование кредитных ресурсов, учет внебюджетных средств был переведен из банков в систему казначейства, использование бюджетных средств стало обусловлено наличием и содер­жанием разрешения на открытие счетов в казначействе. Механизм финансирования образования в очередной раз был изменен, при­чем, как бы сказали раньше, в реакционном направлении" . Лучше стало от этого или хуже — сказать трудно, соответствующих иссле­дований, в общем, не проводилось. Одно можно сказать определен­но: все отрицательные черты сметного финансирования, на кото­рые обращалось внимание во многих работах по этим проблемам, проявились в полной мере.

Для решения этих и других проблем системы образования разрабатывались предложения по ее реформированию и мо­дернизации. Многочисленные предложения в конечном итоге сводились к трем основным направлениям воздействия на систему образования:

1) повышения доступности качественного образования;

2) улучшения качества образования;

3) повышения эффективности использования ресурсов. Основной упор в сфере экономики образования сделан, есте­ственно, на последнем направлении — повышении эффективности использования выделяемых системе образования ресурсов, в первую очередь — бюджетных. Реализация этого направления в об­ласти финансирования образования сведена к необходимости раз­работки и внедрения в системе образования следующих финансо­вых инструментов:

• нормативного подушевого финансирования;

• финансирования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО);

• государственных образовательных субсидий;

• системы образовательного кредитования (с участием госу­дарства).

Наряду с этим разрабатывались предложения и по некоторым другим, перспективным с точки зрения повышения эффективно­сти, финансовым инструментам, например — формированию бюд­жета развития образования.