Основные направления совершенствования финансирования образования
План лекции
Лекция 8. Совершенствование финансирования образования
1.Основные направления совершенствования финансирования образования
2. Нормативное финансирование образования
3. Подходы к разработке нормативов финансирования
4. Модели нормативного финансирования образования
Совершенствование финансирования образования осуществлялось и осуществляется по двум основным направлениям.
1. Изменение порядка финансирования образовательных учреждений из средств бюджета — для наших условий из государственного бюджета;
2. Поиск дополнительных источников и форм финансирования образования.
Как уже упоминалось раньше, основным источником финансирования образования был и остается государственный (муниципальный) бюджет. Средства бюджета доставляются до образовательного учреждения в режиме финансирования, т. е. с соблюдением определенных процедур и правил. Изменение этого порядка осуществляется в рамках совершенствования всего бюджетного процесса в виде внесения в него следующих изменений.
1) Регулярно изменяется бюджетная классификация, причем какие-либо закономерности в этом процессе проследить, с моей точки зрения, не удается; число предметных (экономических) статей колеблется, то увеличиваясь, то уменьшаясь; то же можно сказать и о функциональной классификации, но там процесс идет практически к увеличению детализации целей государства, решаемых с использованием бюджетного финансирования, что однозначно ведет к увеличению числа и разнообразия функциональных статей расходов бюджета;
2) Бюджетные средства образовательных учреждений в настоящее время хранятся на лицевых счетах казначейской системы; аналогичный порядок существовал и в XIX в., а в период плановой экономики средства зачислялись на текущие и расчетные счета в учреждениях банков.
3) Менялась степень самостоятельности образовательных учреждений в распоряжении бюджетными средствами, но тут изменения были незначительными; были периоды (правда, давно), когда учебные заведения могли принимать самостоятельные решения о небольшом изменении сметных назначений, перемещении расходов между статьями утвержденной вышестоящим органом сметы.
Незыблемым во все времена оставался принцип сметного финансирования образования. Первые попытки его изменения (не только, конечно, сметного финансирования, но и других положений экономического механизма) были предприняты в конце 1980-х гг. Общая направленность этих изменений оценивалась как дальнейшее усиление и развитие самостоятельности организаций, предприятий и учреждений, в первую очередь, в области распоряжения финансовыми ресурсами. Основой для такого серьезного изменения послужил Закон СССР „О государственном предприятии (объединении)", самым существенным образом расширивший права предприятий и их трудовых коллективов. При этом под определение предприятия попали практически все организации, так или иначе осуществляющие деятельность, имеющую сколько-нибудь ощутимый результат. Разумеется, не были оставлены в стороне и образовательные учреждения, в качестве результата деятельности которых рассматривались подготовленные выпускники, специалисты, квалифицированные рабочие, т. е. учащиеся, прошедшие определенный курс обучения. Были сформулированы новые условия хозяйствования. Они были введены „Основными положения хозяйственного механизма в народном образовании", одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (Протокол № 8, раздел IV). В основу нового хозяйственного механизма в народном образовании, точнее — новых условий хозяйствования, были положены следующие основные принципы:
• финансирование по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности образовательных учреждений, вместо выделения средств по статьям расходов;
• сочетание бюджетного или отраслевого1 финансирования деятельности учреждений с развитием различного рода платных услуг населению, как правило, по профилю деятельности учреждения, выполнением платных работ по договорам с предприятиями и организациями. При этом была поставлена задача неснижения бюджетных ассигнований на финансирование учреждений вследствие замещения бесплатных для населения услуг платными;
• перераспределение и разграничение управленческих функций между учреждениями и вышестоящими органами, осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления хозяйственной деятельностью, усиление плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности учреждений;
• совершенствование организационных структур управления народным образованием — создание отраслевых и межотраслевых объединений (фирм, ассоциаций и др.);
• развитие самостоятельности трудовых коллективов учреждений в решении основных вопросов их производственно-хозяйственной деятельности и социального развития;
• установление тесной зависимости материального и морального стимулирования трудовых коллективов, размеров фондов производственного и социального развития учреждений и оплаты труда работников от результатов, качества и эффективности труда.
1 Отраслевое финансирование должно было осуществляться из средств, оставляемых в распоряжении отраслей после выполнения обязательств перед бюджетом, т.е. из соответствующей части прибыли.
Основным направлением формирования нормативов финансирования была их структурная и количественная привязка к потребностям образовательного учреждения. Главным требованием при определении величины норматива (нормативов) финансирования было обеспечение его достаточности, т. е. чтобы структура и величина учитываемых нормативом затрат обеспечивали возмещение материальных и приравненных к ним затрат на образование, воспитание и подготовку кадров и т. д., формирование средств на оплату труда, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива. Это позволяло рассматривать норматив финансирования с двух сторон:
• как своего рода плановую цену результата деятельности образовательного учреждения (напомню, что в качестве такого продукта рассматривался гражданин, прошедший обучение в образовательном учреждении);
• как способ распределения финансовых ресурсов.
В составе норматива бюджетного (отраслевого) финансирования целевым назначением выделялись средства на стипендиальное (материальное) обеспечение обучающихся и воспитанников.
В качестве расчетной единицы принимался показатель среднегодового контингента учащихся:
• по дошкольным и внешкольным учреждениям — один ребенок;
• по учреждениям интернатного типа — один воспитанник;
• по школам, средним специальным учебным заведениям и ПТУ — один учащийся;
• по высшим учебным заведениям — один студент.
При переводе на новые условия хозяйствования малокомплектной школы, дошкольного и внешкольного учреждения норматив бюджетного финансирования мог устанавливаться на класс-комплект, школу, учреждение.
Рассматривая содержащийся в документах подход к формированию нормативов финансирования образовательных учреждений, нетрудно увидеть, что нормативы строились, по существу, от потребности в средствах на обучение определенного контингента
учащихся в конкретном учебном заведении. Об этом можно судить по приведенному выше положению, согласно которому средств, выделяемых по нормативу, должно быть достаточно для возмещения не только издержек учреждения по осуществлению своей деятельности, но и для развития материальной базы и стимулирования работников. А эти задачи обычно решаются за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов.
Следует отметить, что нормативы финансирования образования так и не были разработаны и введены в действие.
В рамках новых условий хозяйствования предполагалось расширение круга источников поступления в систему образования внебюджетных средств за счет:
• поступлений за выполненные работы (услуги) материального характера согласно заключенным договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и по заказам населения;
• выручки от реализации продукции учебно-производственных мастерских;
• выручки от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
• поступлений средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также от обучения по заказам населения;
• добровольных взносов и передаваемых материальных ценностей от государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;
• прочих поступлений.
Образовательным учреждениям предоставлялось право привлекать средства банковского кредита.
Особенно серьезным было изменение, связанное с тем, что все поступавшие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям (средств, имеющих целевой, персонифицированный характер), составляли доход учреждения и объединялись на одном расчетном счете.
Расширение самостоятельности образовательных учреждений предполагало самостоятельную разработку ими плана экономического и социального развития. В основу плана был положен ограниченный набор исходных данных.
1. Контингент учащихся, определяемый на основе контрольных цифр приема или методом прямого счета и используемый для определения объема бюджетного или отраслевого финансирования.
2. Государственный заказ на:
• ввод в действие материальных объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений;
• выполнение важнейших НИОКР за счет государственного бюджета или отраслевых источников финансирования;
• подготовку специалистов или квалифицированных рабочих.
3. Экономические нормативы:
• бюджетного или отраслевого финансирования;
• фондов заработной платы, производственного и социального развития, валютных отчислений;
• лимиты государственных капитальных вложений.
Государство не определяло заранее, т.е. на стадии разработки плана, конкретные направления расходования средств при выполнении образовательными учреждениями государственного заказа. Во всяком случае, в основных положениях нового хозяйственного механизма этот вопрос специально не оговаривался. Образовательные учреждения не были связаны численными показателями расходования средств на те или иные цели внутри государственного заказа. По существу, формировалась система получения средств «одной строкой». Наличие нормативов распределения доходов по фондам хотя и задавало определенные условия обеспечения целевого использования получаемых средств, но не носило характера жесткого регламентирования, поскольку целевая направленность формируемых фондов была достаточно мягкой.
Нормативы распределения получаемых доходов по фондам, т. е. их распределение на укрупненные цели, предполагали консолидацию всех ресурсов из разных источников, создание единого механизма их использования независимо от источника поступления. В сочетании с чрезвычайно важным положением о том, что учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета или средств отрасли, платежи в бюджет не производили, это придавало системе образования практически полную экономическую автономность.