Оформление фасада
Композиция рисунка, оформляющего чертеж, должна соответствовать определенным требованиям (рис. 23). На рис. 23, а, б, в, г показаны варианты оформления фасада при условии расположения здания в центре листа. Линия основания здания является линией горизонта.
Отметим следующие преимущества и недостатки вариантов размещения:
Вариант А. Элементы антуража и стаффажа расположены выше уровня горизонта. Затруднена зрительная связь с сооружением, нет информации о масштабе чертежа.
Вариант Б. Элементы антуража и стаффажа расположены ниже линии горизонта. Это допустимо, но их контур зрительно не связан с контуром здания, что не дает целостного восприятия композиции. Кроме того, в данном примере нет информации о масштабе сооружения. Чтобы исправить положение, можно дорисовать на линии основания здания фигуру человека.
Вариант В. Элементы антуража и стаффажа располагаются на линии горизонта симметрично относительно центральной оси сооружения: композиция смотрится примитивно, неестественно, хотя масштаб сооружения и его связь с окружающей средой установлены.
Вариант Г. Лучше всего зрительная связь деталей антуража и стаффажа с сооружением закрепляется, если пересекать их кон туры с абрисом здания (не закрывая при этом фасада и общего абриса сооружения) и располагать несимметрично на линии горизонта. Появляется эффект реальной среды.
Важную роль играет расположение объекта на чертежном месте или в отведенном ему поле (рис.24). На рис.24, а, б, в, г показаны случаи, когда здание располагается не в центре листа. Такое расположение должно быть обосновано авторским смыслом:
Вариант А. При расположении основания фасада в нижней части листа подчеркивается главенствующая роль пространства, что оправдано, например, в горной местности или при небольших размерах сооружения.
Вариант Б. При расположении основания фасада в верхней части листа подчеркивается возвышенное расположение сооружения («на рельефе»).
Вариант В. При расположении основания в центре листа так, что свободного пространства в нижней части оказывается больше, чем в верхней, композиция получается невыразительная, но ее можно исправить, деликатно добавив антураж в нижней части листа (уравновесить).
Вариант Г. При расположении линии горизонта на нормальном уровне (т.е. чуть ниже центра, чтобы приблизительно совпали центры тяжести объекта и листа) все элементы изображения уравновешены.
Нельзя перегружать чертеж деталями антуража и стаффажа. Они должны только оттенять архитектурный замысел, не становясь главным элементом чертежа. Не следует использовать их и в чисто декоративных целях.
Нельзя также располагать деревья и фигуры на оси окна, конька, простенка, главной оси здания, допускать совпадения с ребрами зданий, архитектурными акцентами, располагать людей равномерно, в одной плоскости - упорядоченно (т.е. неестественно). Деревья не должны закрывать главную часть изображения – фасад, располагаться сзади сооружения («расти» из крыши), привлекать к себе излишнее внимание яркостью и вычурностью. То же касается и элементов стаффажа. Детализация изображения стаффажа и антуража должна соответствовать масштабу основного изображения.
Кроме стаффажа и антуража, для оформления фасада могут использоваться различные технические приемы архитектурной графики (линейная графика, отмывка, коллаж, аппликация и др.). В архитектурных чертежах практически не принято использовать приемы цветной графики, так как она предполагает наличие большого опыта и вкуса и предъявляет серьезные требования к качеству исполнения. Для придания большей рельефности изображению, выявления его тектоники можно использовать показ собственных теней сооружения, но при этом тени обязательно должны строиться, а не рисоваться «на глаз». Окна здания всегда показываются более темными, чем стены, так как внутри здания темнее, чем снаружи.
Наиболее распространено при оформлении чертежей использование линейной графики, где главное изобразительное средство - линия. В этом случае нельзя применять заливку поверхностей, тон имитируется штриховками различной плотности. Если материалы, оформляющие фасад, показаны графически, то их изображения не должны покрывать плоскости стен, кровли и т.п. «под сплошную», а должны только намечаться отдельными фрагментами, чтобы не затемнять сам фасад. Пример оформления фасада приведен на рис. 25.