Цели фирмы.
В основном выбор цели фирмы определяется ценностными установками руководителей фирмы.
Соотношение целей фирмы с ценностной ориентацией руководителей
Цели | Категория ценностей | Типы предпочитаемых фирмой целей |
Теоретичес-кие | Истина Знания Рациональное мышление | Долгосрочные исследования и разработки |
Экономические | Практичность Полезность Накопление богатства | Рост Прибыльность Результаты |
Политичес-кие | Власть Признание | Общий объём капитала, продаж Количество работников |
Социальные | Хорошие человеческие отношения Привязанность Отсутствие конфликта | Социальная ответственность относительно прибыльности Косвенная конкуренция Благоприятная атмосфера в фирме |
Эстетичес-кие | Художественная гармония Состав Форма и симметрия | Дизайн изделия Качество Привлекательность даже с ущербом для прибыли |
цели и их характеристика
| ||||||
![]() | ||||||
![]() | ||||||
| ||||||
Конкретные и измеримые Выражая свои цели в
конкретных и измеримых формах, руководство создаёт чёткую базу отсчёта для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для принятия решений на воём уровне. Кроме того, на основе чёткой базы отсчёта легче определить, насколько хорошо фирма работает в направлении осуществления своих общефирменных целей. Особенно важно это при выполнении контрольных функций.
Ориентация целей во времени Конкретный горизонт
прогнозирования позволяет точно опре-делять не только, что фирма хочет осуще-ствить, но также и когда должен быть достигнут желаемый результат. Во временном аспекте цели подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Долгосрочные цели имеют горизонт планирования
в 5 и более лет, но не более 10. Это обусловлено стихийной сменой конъюнктуры рынка и необходимостью вовремя адаптиро-ваться к её изменениям.
Среднесрочные - от года до5-ти лет
Краткосрочные в большинстве случаев пред-
ставляют собой один из планов фирмы, который следует завершить в пределах года.
Достижимые цели Установление цели, превышаю-
щей возможности фирмы по ресурсам или из-за внешних факторов может привести к катастрофическим последствиям. Если цели будут недостижимы, то стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в фирме для мотивации сотрудников, менее эффективными.
Взаимно поддерживающие Чтобы быть эффективны-
ми, множественные цели фирмы должны быть взаимно поддерживающими – т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны препятствовать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведёт к возникнове-нию конфликта между подразделениями фирмы, которые отвечают за достижение установленных целей.
Цели будут значимой частью процесса стра-тегического планирования только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно наметит про-цесс их выполнения, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей фирме. Процесс стратегического управления будет эф-фективным в той степени, в какой высшее ру-ководство участвует в формулировании целей и в какой мере цели отражают ценности ру-ководства и реалии фирмы.