Цели фирмы.

В основном выбор цели фирмы определяется ценностными установками руководителей фирмы.

Соотношение целей фирмы с ценностной ориентацией руководителей

Цели Категория ценностей Типы предпочитаемых фирмой целей
Теоретичес-кие Истина Знания Рациональное мышление Долгосрочные исследования и разработки
Экономические Практичность Полезность Накопление богатства Рост Прибыльность Результаты
Политичес-кие Власть Признание Общий объём капитала, продаж Количество работников
  Социальные Хорошие человеческие отношения Привязанность Отсутствие конфликта Социальная ответственность относительно прибыльности Косвенная конкуренция Благоприятная атмосфера в фирме
  Эстетичес-кие Художественная гармония Состав Форма и симметрия Дизайн изделия Качество Привлекательность даже с ущербом для прибыли

 

цели и их характеристика

             
 
Конкретность и измеримость
   
   
 
   
Реальность (достижимо-сть)
 
 


Конкретные и измеримые Выражая свои цели в

конкретных и измеримых формах, руководство создаёт чёткую базу отсчёта для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для принятия решений на воём уровне. Кроме того, на основе чёткой базы отсчёта легче определить, насколько хорошо фирма работает в направлении осуществления своих общефирменных целей. Особенно важно это при выполнении контрольных функций.

Ориентация целей во времени Конкретный горизонт

прогнозирования позволяет точно опре-делять не только, что фирма хочет осуще-ствить, но также и когда должен быть достигнут желаемый результат. Во временном аспекте цели подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Долгосрочные цели имеют горизонт планирования

в 5 и более лет, но не более 10. Это обусловлено стихийной сменой конъюнктуры рынка и необходимостью вовремя адаптиро-ваться к её изменениям.

Среднесрочные - от года до5-ти лет

Краткосрочные в большинстве случаев пред-

ставляют собой один из планов фирмы, который следует завершить в пределах года.

Достижимые цели Установление цели, превышаю-

щей возможности фирмы по ресурсам или из-за внешних факторов может привести к катастрофическим последствиям. Если цели будут недостижимы, то стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в фирме для мотивации сотрудников, менее эффективными.

Взаимно поддерживающие Чтобы быть эффективны-

ми, множественные цели фирмы должны быть взаимно поддерживающими – т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны препятствовать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведёт к возникнове-нию конфликта между подразделениями фирмы, которые отвечают за достижение установленных целей.

Цели будут значимой частью процесса стра-тегического планирования только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно наметит про-цесс их выполнения, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей фирме. Процесс стратегического управления будет эф-фективным в той степени, в какой высшее ру-ководство участвует в формулировании целей и в какой мере цели отражают ценности ру-ководства и реалии фирмы.