ВВЕДЕНИЕ

Дополнительная литература

Основная литература

Нормативные акты

 

Конституция Российской Федерации. М., 2006.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2006.

 

1. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х томах. Т. 2,3. — М., 1997.

2. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 1997.

3. Криминалистика /Под ред. Р.С. Белкина. - М., 1999.

4. Криминалистика /Под ред. Б.П. Смагоринского. Т. 2. Волгоград, 1994.

 

Дулов А.В. Основы расследования преступлений, совершенных должностными лицами. Минск, 1985.

Каминский М.К. Расследование взяточничества. Горький, 1978.


План:

ВВЕДЕНИЕ

1. Криминалистическая характеристика взяточничества. Обстоятельства, подлежащие установлению

2. Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя.

3. Особенности тактики первоначальных следственных действий

4. Последующие следственные действия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Коррупция (от латинского согrupsion — корпус, тело; в точном переводе означает «разложение тела, процесс загнивания и гниения»), как самостоятельный вид преступления в уголовном законодательстве России пока отсутствует. Этим понятием охватываются, кроме взяточничества (дача взятки — ст.291, получение взятки — ст.290 УК РФ), иные корыстные должностные преступления, например, злоупотребление служебным положением (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ) и другие, а также некоторые преступления в сфере экономической деятельности (гл.22 УК РФ).

Понятие «коррупция», как один из важнейших элементов организованной преступности, было сформулировано 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения.Таким образом, все проявления коррупции направлены против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они подрывают авторитет государства в целом, дезорганизуя деятельность государственного аппарата.

В проекте Федерального закона «О борьбе с коррупцией» (ст.2) под этим явлением понимается не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ.

Подкуп лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, путем предоставления им физическими или юридическими лицами имущественных или неимущественных благ и преимуществ отличается от традиционных составов взяточничества, прежде всего, необусловленностью получения незаконного вознаграждения совершением какого-либо определенного действия (бездействия) в интересах подкупившего. При этом предмет взятки может передаваться коррумпированному субъекту за покровительство взяткодателя и общее благоприятное расположение, как в настоящем, так и в будущем. Это предусматривает также получение должностным лицом регулярных выплат, своего рода «дани», в том числе от подчиненных.

Таким образом, коррумпировать государственного служащего означает взятие его на постоянное содержание с тем, чтобы заставить действовать в интересах преступника (или преступной организации).

Большинство проявлений коррупции связано с дачей - получением взяток. При этом взяточничество1, как правило, характеризуется наличием квалифицирующих признаке в, в том числе получением взятки:

• лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или ее субъекта, а также главой органа местного самоуправления;

• группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

• неоднократно;

• с вымогательством взятки;

• в крупном размере.

К квалифицирующим признакам закон также относит неоднократную дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Взяточничество и иные проявления коррупции обладают многими общими чертами, обусловленными единством объекта преступного посягательства, субъектов преступления, способов его совершения, что является основанием для разработки единой для них частной криминалистической методики.

Белкин Р.С, Криминалистическая энциклопедия. - М., 1997. С. 33-34.

Изменения социально-экономических условий жизни нашего общества в последние годы предопределили и рост преступных проявлений коррупции. Одна из причин этого — незрелость российской деловой среды, где общепринятые в мировой практике морально-этические принципы бизнеса пока не стали императивом для самих бизнесменов. По данным социологических опросов, проведенных французской газетой «Фигаро», которая обследовала 48 государств, Россия входит в число наиболее коррумпированных стран (наряду с Венесуэлой и Индией)

Тем не менее, в настоящее время большинство подобных преступлений остаются латентными, что объясняется ростом «профессионализма» преступных организаций, несовершенством нашего законодательства, терпимостью населения к взяточничеству, тесными деловыми контактами лиц, владеющих крупными денежными суммами, добытыми преступным путем, и государственных служащих, занимающих руководящие посты с властными полномочиями, что приводит к возникновению множества коррумпированных структур в нашей стране. Коррумпированные лица обладают при этом не только организаторскими способностями и профессиональными знаниями, но, зачастую, и криминальным опытом, сами проявляют инициативу, выполняя те или иные действия (бездействие) в интересах коррумпировавшей их организации.

Взяточничество и другие проявления коррупции имеют организованный характер, исключающий в большинстве случаев открытые конфликты между их участниками, что способствует сокрытию их преступной деятельности. Более того, такие преступления трудно выявить в связи с тем, что, как правило, уголовной ответственности подлежат как коррумпированные лица, так и те, кто берет последних на содержание и ставит в зависимость. Все они заинтересованы в том, чтобы сохранять свою преступную деятельность в тайне, поэтому оказывают противодействие расследованию в самых различных формах действуют без очевидцев; принимают меры к сокрытию и уничтожению следов преступления, а в случае вы-

явления признаков их противоправной деятельности и возбуждения уголовного дела дают ложные показания, не выдают своих соучастников; пытаясь направить расследование в ложном направлении, прибегают к фальсификации доказательств, подкупу и запугиванию соучастников и свидетелей и т.п. Все перечисленные факторы крайне осложняют выявление, раскрытие и расследование преступной деятельности, связанной с коррупцией.